Рождество с привкусом мертвечины. Обзор Dead Rising 4
В 2003-м Квентин Тарантино давал интервью, посвящённое выходу "Убить Билла". Сытная дама в дурацкой шляпке искренне вопрошала: "К чему всё это ужасное насилие на экране?" На что эпатажный режиссёр в свойственной ему манере осаживал бесноватую: "Да потому что это так весело, Джен! Пойми уже!" При чём здесь Dead Rising 4? Вся суть игры легко укладывается в тот самый разошедшийся на мемы ответ Квентина. Это просто очень весело.
Хардкорное прошлое
Dead Rising — вещица, скажем так, на любителя. Таковых за десять лет существования сериала набралось по меньшей мере 7,5 миллиона (если говорить только о ретейле). Цифра не особо внушительная, но достаточная, чтобы четвёртая часть имела право на жизнь.
Оригинальная Dead Rising была сугубо экспериментальной и откровенно хулиганской. За фасадом огромного ТРЦ с бесчисленными толпами зомби крылось монументальное сатирическое произведение. Циничный журналист Фрэнк Уэст спасал непутёвых выживших, боролся с психопатами один другого краше и запечатлел на фотокамеру изнанку американского социума. Потерявший работу клоун, ветеран Вьетнама, продажный коп — здесь стереотипы оборачивались гротескным стёбом над ценностями Штатов и гениально вписывались в неожиданно занятный сюжет.
Главной же фишкой был внутриигровой таймер. Фрэнку отводилось ровно 72 часа виртуального времени (6 часов реального), чтобы выяснить причины зомби-апокалипсиса и смыться из гипермаркета. И всё успеть было попросту невозможно — приходилось выбирать, продумывать маршруты, буквально составлять списки дел. Что-то обязательно оставалось за бортом — для второго, третьего или пятого по счёту прохождения.
Сиквелы, "спасибо" новым ванкуверским разработчикам (взамен японцев), деградировали один за другим. Безусловно, геймплей становился круче, способы экстерминации гнильцов ширились, графика хорошела — но суть и тонкая сатира терялись от релиза к релизу. А к четвёртой части Dead Rising окончательно позабыла корни и превратилась в мейнстримовую жвачку...
Казуальное настоящее
Удивительно, но это отчасти пошло на пользу. Dead Rising 4 создана с одной целью — веселить, а не фрустрировать аудиторию. Канули в Лету муки выбора, кого спасать, а кого оставлять на съедение, острая необходимость в прокачке, сложные боссы — вообще всё, что могло отвлечь достопочтенную публику от получения чистого фана. Включая таймер, некогда задававший сердечный ритм происходящему. Да что там: теперь даже умереть по ходу кампании — задача почти непосильная.
На этом моменте ортодоксальные фанаты статью могут закрыть, поворчать о смерти сериала и пойти по своим делам. Всех остальных милости просим в дивный новый мир — упрощённый и чересчур дружелюбный, но не лишённый особого (в том числе рождественского!) шарма.
Для начала — знакомое. Capcom явно чувствовала, по каким ностальгическим болевым точкам необходимо дать залп. Во-первых, вернулся старина Фрэнк. За 15 лет, прошедшие с событий первой части, он умудрился исхудать и похорошеть (долой пузо и залысины из Off The Record), и ещё сильнее поднатореть в злословии по поводу и без. Во-вторых, местом действия вновь стал городок Уилламет (штат Колорадо) — тоже прямиком из оригинальной Dead Rising. Наконец, в-третьих, впервые за десятилетие сценаристы попытались выдать что-то хоть малость пристойное. С переменным успехом, конечно, но в интриге игре не откажешь — и на том спасибо.
Тут ёмкий список привычного заканчивается — и проявляются многочисленные нововведения.
Площади, улицы и переулки Уилламета доверху забиты мертвецами разной степени разложения. Кто-то гниёт давно — и с ними всё понятно: медленные, легко разбираемые на живые запчасти. Другие, напротив, "обратились" минуту назад — и представляют собой новый тип противников. Они шустрые, прыгучие и агрессивные — перекрестье прицела за ними попросту не поспевает. Если смотрели "Рассвет мертвецов" Снайдера — сразу узнаете поганцев.
На одно геймплейное усложнение авторы приготовили полдюжины послаблений (скажем дружное "нет" хардкору). Инвентарь теперь делится на четыре сегмента: медикаменты, оружие ближнего боя, огнестрельное и метательное. В каждом — по несколько слотов. Три автомата, пара электрических мачете и несколько типов гранат — норма, а не блажь. Мозг вообще включать не нужно: набивай карманы и не знай бед. И это, на самом деле, неплохо — не надо морочить голову лишней информацией.
Прокачка также превратилась в этакую прогулку по гниющему парку. Нашли экзоскелет или автомобиль — и пустились во все тяжкие. Сбили сотню-другую зомби — получили очко опыта. Повторили десять раз, и вот уже все нужные навыки разблокированы в первые же часы кампании. Ну а если наскучит, можно и спасением людей заняться, и даже в простеньких расследованиях в стиле Бэтмена поучаствовать. И снова мозговая активность строго опциональна, что для разудалой мясорубки в открытом мире не тянет на просчёт, скорее наоборот.
Зато с колоритными противниками канадцы явно дали маху. Боссы в привычном понимании ушли на покой вслед за нехваткой места в карманах и сложной системой апгрейдов. На смену фирменным психопатам пришли безликие маньяки — ряженые мальчики и девочки для битья, бои с которыми не представляют никакого труда. Что особенно бесит — у них нет толковой мотивации. Помните обезумевшего клоуна Адама, который горевал, что все умерли и ему некого веселить? А ветерана Вьетнама Клиффа, страдающего посттравматическим синдромом? Так вот, забудьте: ничего подобного в Dead Rising 4 нет. А жаль.
Неопределённое будущее
В новой Dead Rising Capcom сделала всё от себя зависящее, что нам было весело. Добавила рождественский колорит и боевой экзоскелет, отстроила обширную песочницу для экспериментов, упразднила множество геймплейных условностей и костылей, изрядно подтянула техническую сторону. И лишь в одном капитально просчиталась — в целевой аудитории. Сериал никогда не был рассчитан на массового зрителя, он был "для своих" — для тех, кто "в теме". И они имеют полное право негодовать, выставлять низкие оценки (4,7 из 10 пользовательских баллов на Metacritic) и бомбардировать гневными комментариями тематические форумы.
Однако хуже от этого Dead Rising 4 не становится — она просто другая и для других. И, как ни странно, при всех упрощениях и наличии огромного числа мощных конкурентов — именно её хочется порекомендовать под Рождество и Новый Год в первую очередь. Кроме лютых хардкорщиков, конечно, — им уже приготовили идеальный "Восход мертвецов" аккурат десять лет назад.
Достоинства:
- от игры получаешь море удовольствия;
- тысячи способов расправиться с противниками;
- симпатичная картинка с сотнями зомби в кадре;
- изрядно подтянутая техническая сторона;
- приятный рождественский колорит;
- отличный юмор.
Недостатки:
- упрощения по всем фронтам и уход от корней франшизы;
- безумно низкая сложность (за всю кампанию мы ни разу не умерли!);
- откровенная вторичность по отношению к прошлым выпускам серии;
- скучные и безыдейные схватки с боссами.