Александр Домогаров-младший: Съёмки в "Ёлках" кормят меня четыре месяца
Этот фильм должен обойти киносагу "Звёздные войны", считает молодой актёр и режиссёр.
М. АНДРЕЕВА: А сколько вы снимаете вообще один фильм?
А. ДОМОГАРОВ: Год. В общей сложности, чтобы подготовить. Я беру весь процесс. А так, конечно, новелла у нас снимается пять дней. Четыре-пять дней.
М.А.: Вы имеете в виду там дальше подготовка, монтаж…
А.Д.: Да, у нас пять дней, я просто нигде больше не снимаюсь, поэтому для меня это зарабатывание денег на пять дней, и всё — работы нет. Ну так, где можно легко денег заработать. Это очень круто. "Ёлки" — это сразу у меня есть на что жить приблизительно месяца четыре. Три месяца зарплата у меня какая-то есть. Я, в принципе, ни на кого не трачу, только на себя, поэтому…
М. ШАХНАЗАРОВ: А играли бы в Штатах, четыре бы года можно было…
Полную версию программы "Вперёд" с Александром Домогаровым — младшим читайте ниже.
М. АНДРЕЕВА: Мы приветствуем нашего гостя, это актёр Александр Домогаров — младший. Здравствуйте!
А. ДОМОГАРОВ: Доброе утро!
М.А.: Нравится вам вот эта приставка "младший"?
М. ШАХНАЗАРОВ: Junior.
А.Д.: Мне нравится, если честно псевдонима я себе никакого не брал, поэтому "джуниор" меня как-то отделяет, это, честно, больше моё. Сразу понятно, что это я.
М.Ш.: Смысл псевдоним брать? Фамилия на самом деле красивая.
А.Д.: Когда я поступил в Щепку, в театральное, естественно, всё это началось. Я с этим столкнулся — что вот, ты должен соответствовать. Меня прям в чан окунули кипятка после школы, и я не знал, что с этим делать. А потом как-то я думаю, блин, надо выбрать себе, как Николас Кейдж, он же копполовский. Выбрать себе что-то, я буду тоже так вот развиваться. А у меня же все кумиры западные, я думал, как-то не получается.
М.Ш.: А кто западные кумиры?
А.Д.: Мне нравится режиссёр Стивен Спилберг, например — мой кумир самый большой, Кубрик и так далее. Видите, на -ик заканчивается, и я думал Домогарик — не получается и так далее.
М.Ш.: Домогарик — это можно мультики снимать.
А.Д.: Мультики, да.
М.Ш.: Домогарики.
А.Д.: Я занимался этим детским садом и в итоге решил, ладно. И джуниор мне как-то мне близкое, я думаю, всё, младший. Я даже подписываюсь когда, в почте отправляю, "мл" обязательно пишу. Это уже часть моей фамилии. Буду развивать не Домогаров, а Домогаров-мл., и это уже будет моё.
М.А.: Есть Александр Масляков — младший, Алексей Венедиктов — младший.
М.Ш.: Мне вчера в "Фейсбуке" написала женщина из Ташкента: "Вы очень хороший режиссёр, я слежу за вашими успехами". "У меня "Анна Каренина" выходит в мае, приходите", — говорю. Она на полном серьёзе сказала: "Спасибо". Там весь "Фейсбук" ржал.
М.А.: А не спросила, куда приходить?
М.Ш.: Какая разница? Главное, приходите. Но когда я Карену сказал, что меня считают его сыном, он действительно удивился. У нас разница в возрасте 15 лет, по-моему.
М.А.: До сих пор тебе наши слушатели некоторые в шутку пишут: "Карен, доброе утро". Александр, чем сейчас занимаетесь? Вы закончили же работу над "Ёлками-5", они выйдут 22 декабря уже. Понятно, что уже всё готово.
А.Д.: Да, мы всегда снимаем зиму летом, поэтому у нас традиция.
М.А.: А как вы зиму летом снимаете?
А.Д.: Сейчас всё было достаточно просто, в павильонах мы снимали. А до этого "Ёлки" были поприкольнее, потому что снимали на натуре и засыпали всё искусственным снегом. Иллюзия, потому что кино — всё-таки иллюзия, и там это было ощущение.
М.Ш.: Засыпать снегом летом — это я вспомнил, как Никита Михалков рассказывал, как он снимал "Утомлённые солнцем", перед фильмом, чтобы успеть на "Оскара", он снимал летние сцены, без шуток, пришивали листья…
М.А.: Кому?
М.Ш.: Деревьям.
А.Д.: Это я не слышал.
М.Ш.: Да, перед фильмом, как только фильм вышел на экраны, я был на премьерном показе…
М.А.: А на что пришивали? На ветки?
М.Ш.: Я обалдел. А актёры, чтобы пар не шёл изо рта…
А.Д.: Сейчас-то можно убрать.
М.Ш.: А тогда было невозможно убрать.
А.Д.: Говорили, чтоб дышать холодом, сосульку…
М.Ш.: Ледяной воды стакан, выплюнуть, говорить, и тогда пара не будет. Я когда это услышал…Чтобы на "Оскар" успеть.
А.Д.: Задача — на "Оскар" успеть. Поэтому, ребят, снимаем летом.
М.А.: Все быстро в ледяную ванну.
А.Д.: Это как у Андрея Миронова — отгоняйте лёд от берега. У него был прекрасный номер.
М.А.: А там сейчас, что — в павильоне сняли, потом графика…
А.Д.: У нас практически графики не было. Были там какие-то задники поменять, это сейчас уже настолько часть кинопроцесса, что я помню, когда снимался в первых "Ёлках", это, конечно, удивляло. Круто, как же это всё будет. А потом к этому уже относишься так, нет, только не зелёнка, давайте что-то реальное сделаем. Ты уже понимаешь. А в детстве это было круто, я попал в процесс, наконец, всё серьёзно.
М.Ш.: Когда первые "Ёлки" вышли на экран?
А.Д.: Шесть лет назад, семь. Где-то так.
М.А.: А сколько "Ёлок" всего будет, есть понимание?
А.Д.: Кто знает.
М.Ш.: "Ёлки 384".
А.Д.:
Надо побить, потому что мы скоро их обгоним, и это будет вообще здорово. Там 30 лет понадобилось, чтобы снять сагу и сейчас выпустить новый эпизод. А "Ёлки, видите, мы меньше чем за 10 лет справились. Вот так надо штопать.
М.А.: А сколько вы снимаете вообще один фильм?
А.Д.: Год. В общей сложности, чтобы подготовить. Я беру весь процесс. А так, конечно, новелла у нас снимается пять дней. Четыре-пять дней.
М.А.: Вы имеете в виду там дальше подготовка, монтаж…
А.Д.: Да, у нас пять дней, я просто нигде больше не снимаюсь, поэтому для меня это зарабатывание денег на пять дней, и всё — работы нет. Ну так, где можно легко денег заработать. Это очень круто. "Ёлки" — это сразу у меня есть на что жить приблизительно месяца четыре. Три месяца зарплата у меня какая-то есть. Я, в принципе, ни на кого не трачу, только на себя, поэтому…
М.Ш.: А играли бы в Штатах, четыре бы года можно было…
А.Д.: Поэтому "Ёлки" для меня, помимо того, что это встреча с такой киносемьёй, это ещё и "о! есть бабки на жизнь".
М.Ш.: Пересматривают "Ёлки" люди?
А.Д.: Я не знаю. Вроде пересматривают. Ну они идут по телеку теперь на Новый год, сейчас опять их опять будут показывать.
М.А.: Пять дней могут идти теперь уже.
М.Ш.: Посмотрел "Ёлки 1", утром встал, опохмелился, посмотрел "Ёлки-2".
А.Д.: Главное, чтобы отторжение они не вызвали.
М.А.: Сколько выходных — каждый день по "Ёлкам". С 31-го начиная или с 1-го для удобства.
М.Ш.: А как же "С лёгким паром!"?
А.Д.: Без неё никуда. С неё начинается, а потом уже начинается "Ирония судьбы — 2", "Ёлки", и пошло-поехало. Мы какую-то традицию пытаемся создать. Тимур её создал, по-моему, она работает.
М.А.: Бекмамбетов, вы имеете в виду?
А.Д.: Да. Он её создал, она работает, блин, это здорово, если они так долго просуществовали, значит, они нравятся. Потому что я знаю, что сейчас у нас страна достаточно такая хейтерская, зрители достаточно злые, но если среди них всё-таки кому-то нравится…
М.А.: А злые, да, вы считаете?
А.Д.: Ну у нас хейтеры, это из Запада пришло. Просто они почему-то себя больше любят. Ну они делают намного качественнее продукты, чем мы.
М.Ш.: Рейтинги на IMDb хорошие.
А.Д.: У "Ёлок"? Никогда не понимал, как русский фильм на IMDb в рейтинги ставится.
М.Ш.: Я честно скажу, я не верил до определённого момента рейтингам. Но несколько фильмов западных меня сподвигли на то, чтобы относиться к этому очень серьёзно. Я на рейтинг теперь обязательно смотрю.
А.Д.: Я тоже, кстати, люблю. Но я никогда не понимал, как можно русское кино на IMDb. Я знаю, "Дозор дневной", его купили, сделали, перевели, я смотрел на английском языке.
М.Ш.: А вот рейтинг IMDb я объясню. Вот "Ёлки", допустим, проголосовало 4555 человек (это как рассчитывается), прошу прощения, 87 532 человека проголосовало.
А.Д.: На всю страну!
М.Ш.: Нет, это немало. И вот это рейтинг 6,89, 6,9 можно считать. Это хороший рейтинг для полного метра по нашим временам. Ну у сериалов рейтинги запредельные — там 8,2 бывает.
А.Д.: Я пока не разбираюсь в рейтингах, я всё пытаюсь выучить, как это.
М.Ш.: Я могу сказать так: ниже 6…
М.А.: Сериал "Друзья", смотрите, который считается "вау", прям, во все времена, у него 8, чтобы было тоже понятно.
А.Д.: Там есть и 8,6 рейтинги. Если говорить про "Кинопоиск" и IMDb, там "Игра престолов" поднималась и выше 8,5. Самый великий Breaking Bad, у которого действительно рейтинги зашкаливали, — "Во все тяжкие", там до девятки чуть не дошло.
М.А.: А вот хорошо, "Ёлки", значит, работа, а в другое время чего?
А.Д.: Я вот сейчас закончил режиссёрский факультет у Хотиненко на ВКСР и вот сейчас доснял уже свой дебют. Дебют, диплом…
М.Ш.: Что это будет?
А.Д.: Это фильм по Стивену Кингу, мы купили права у него за доллар, и я решил сделать свою дипломную работу по Стивену Кингу.
М.Ш.: Это короткометражка или полная?
А.Д.: Короткометражка.
М.Ш.: Короткометраж сейчас хорошо идёт.
А.Д.: Ну она, к сожалению, у меня 30 минут уже получается, поэтому она такая не современная короткометражка, а скорее олдскульная.
М.А.: А что там, страшно?
А.Д.: Нет, это психологический триллер больше. Потому что да, я изначально хотел сделать ужастик. Я просто люблю Кинга того, которого мои любимые режиссёры снимали. Психологическая история. Мне показалось, что интереснее было бы развивать эту историю про учительницу, которая видит в своих детях демонов. Казалось бы, можно просто ужастик снять, но мы начали…
М.Ш.: Как она их покрошила?
А.Д.: Да, она покрошила их, но мы начали копаться, понять, почему это, из-за чего, то есть больше ушли в персонажей. Было интересно поработать не просто так, а чуть-чуть добавить хотя бы немножко авторской какой-то идеи.
М.Ш.: Почему нет, конечно.
А.Д.: Скоро мы выпустим. Там есть и жанровый элемент, мы очень много чего придумали, у нас и монстрики появляются, и мы сделали пластический грим, то есть, в принципе, я надеюсь, что она будет интересна. Я сейчас заканчиваю монтаж.
М.А.: Виктор, слушатель, пишет, ну так, с издёвкой: "″С лёгким паром!″ нравится, фильмы Гайдая нравятся, можно не страна хейтерская, а режиссёры криворукие?"
А.Д.: Согласен. Наверное. У нас контент (не люблю это слово американское), наверное, мы ещё отстаём от такого качественного продукта, мы к этому идём маленькими шажками, чтобы всё с каждым разом улучшать. У нас всё-таки развалился кинематограф в стране, я тоже очень люблю советский кинематограф, кто его не любит. Гайдай, как можно не любить Гайдая. Просто сейчас этого нет, и мы не можем снимать так кино, как тогда снимали. К сожалению, мы это утратили.
М.Ш.: Мы об этом говорили сегодня. О том, что кино сейчас стало больше продюсерским, а продюсерское кино лишено души. Это же так.
А.Д.: Да, абсолютно. Мы ушли, наверное, это минус, мы ушли за Западом. Например, мы всё время сравниваем и смеёмся над Болливудом, но они же честны. Болливуд всегда снимает для себя, у них абсолютная какая-то нереальная система звёзд, у них там ковровые дорожки больше, по-моему, чем в Голливуде. У них люди на руках носят этих артистов. И мы даже не знаем про этот мир.
М.Ш.: У них были попытки выйти.
А.Д.: У них есть режиссёры, которые уехали в Голливуд. Но всё равно у них есть свой кинематограф, который остался. Мы его потеряли.
Это очень наивное кино. Тогда наив Советского Союза развивали.
М.А.: Тогда и люди были наивнее.
А.Д.: Мы стали злее. Я считаю, что просто кино, зритель, ну создатель этого просто ещё не понимает, но всё стало злее.
М.Ш.: По поводу "злее"…
М.А.: Хорошо, а циничное кино?
А.Д.: Циничное кино. Я люблю, например, злое кино. Мне нравится Скорсезе. Мне нравится Нолан, который снимает агрессивно достаточно кино и зло.
М.А.: Ну вот "Волк с Уолл-стрит" хороший фильм?
А.Д.: Я обожаю. Я вообще люблю Скорсезе, его стиль. Почему я люблю Спилберга — потому что у него есть мелодраматизм. Вот он ещё тот самый старый режиссёр.
М.Ш.: У него теплота какая-то.
А.Д.: Да, теплота есть. Вот мой продюсер, мой коллега, моя подруга, с которой мы вместе работаем, она уже чувствует, что это Спилберг, сейчас сопли будут. И это видно. А я люблю, потому что ещё пытается это сохранить, даже "Шпионский мост".
М.Ш.: Нет, он эмоцию вызывает у зрителя, это главное.
А.Д.: Поэтому я считаю его мастером для себя.
М.А.: "Шпионский мост" же не слезливый.
А.Д.: Нет, но как он снят. Крупные планы Тома Хэнкса, который изображает эмоцию души какую-то, показывает грусть, сострадание и так далее.
М.А.: Этому же есть место, его же фильмы пользуются популярностью.
А.Д.: Да, но он великий мастер.
М.А.: Несмотря на то что мир стал злее, как вы говорите.
А.Д.: Я говорю, что в основном такого уже мало. Таких режиссёров просто нет.
М.А.: А кто у нас такой? Ну в смысле не уровня Спилберга, кто у нас душевно снимает? Чтобы была какая-то в фильме теплота.
А.Д.: Всё время тянется на советское кино. Знаете, я большой поклонник творчества Никиты Сергеевича Михалкова.
М.Ш.: Ну это безусловно.
А.Д.: Потому что помимо того, что у него артисты каждый многогранное существо, если даже посмотреть фильм "12", когда просто про каждого, для меня это спектакль на экране, когда я могу смотреть за судьбой каждого героя. Наверное, это всё-таки старая школа, конечно.
М.Ш.: А "Свой среди чужих…"? Он мог один фильм снять и больше ничего вообще не снимать, и вошёл бы в историю.
А.Д.: Абсолютно. Те же "Утомлённые солнцем", первая часть. Я просто очень люблю, потому что я недавно пересматривал. Для меня опять это состояние, я сейчас в режиссуру играю, я не понимаю, как можно, мне же интересно, там спилберговщина, кадрики, режиссура, а у него может быть общий план, дом, жизнь, но он разводит так эту жизнь, она так получается интересна, люди живые, они общаются, приходит бородатый Олег Евгеньевич Меньшиков и так далее. Потом всё это забурлило, Никита Сергеевич сидит сам где-то вдалеке, в кресле-качалке. Всё это реально, это абсолютная жизнь, я верю в это.
М.Ш.: Последний фильм, кстати, последний, может, смотрели Рона Ховарда The rush, "Гонка".
А.Д.: Я смотрел. Мне он очень понравился.
М.Ш.: Мы смотрели в кинотеатре, у меня комок в горле стоял, когда последние кадры…
А.Д.: Мне не понравилась его следующая картина про кита.
М.Ш.: А, про кита — да.
А.Д.: Мне почему-то не понравилось, притом я обожаю Рона Ховарда, он такой же, как я, неудачливый артист, он решил стать режиссёром.
М.Ш.: Но режиссёр он — да…
А.Д.: Он из мастодонтов.
М.Ш.: Я просто эту историю ещё с детства знаю, противостояние их Ники Лауда и Ханта.
А.Д.: Я вот не знал. После этого я сразу посмотрел документальный фильм про Сенну. Про него есть документальное кино, которое "Оскар" получило, по-моему. Я после этого фильма "Гонка" Рона Ховарда просто взял, начал изучать, узнал, кто такой Айртон Сенна, у меня прям сразу картинки в голове…
М.Ш.: Да, тоже выдающаяся личность была, из богатой семьи.
А.Д.: Да, они просто чуть попозже, по-моему.
М.Ш.: Сенна попозже. У них дуэль была пораньше.
А.Д.: Один из последних, кто разбился, ради того, чтобы люди доезжали живыми…
М.Ш.: Три миллиона на похороны пришло, да.
М.А.: Часто в кино ходите или вы смотрите дома?
А.Д.: Почти всегда. Сегодня я еле дозвонился, дописался до "Диснея", чтоб попасть на премьеру, на премьерный какой-то показ "Звёздных войн. Изгой-один". Я просто 2–3 недели пишу, звоню всем знакомым: дайте билетик. Билетик на премьеру не получилось достать, а вот мне, слава богу, ответил…
М.Ш.: Так я не посмотрю…
М.А.: Я тоже.
А.Д.: Нет, ну я поклонник, для меня это важно, я говорю: пожалуйста, мне очень надо попасть.
М.Ш.: Нет, я знаю, вот у меня друзья, ребята, мои ровесники…
М.А.: Я почему спрашиваю, у нас с коллегами часто споры. Они говорят, а чего вы ходите по этим киношкам, вот скачал, всё можно скачать.
А.Д.: К сожалению, да.
М.А.: Слушайте, я против. Если какой-то фильм достойный, если ты понимаешь уже, что это фильм достойный, его надо смотреть только на большом экране.
А.Д.: Обычно это приходит во взрослом сознании.
М.А.: Это совсем другое восприятие — музыка, экран.
М.Ш.: Я скачал Бондарчука, я ж тебе рассказывал, "Сталинград". Действительно скачал пиратским способом. Если бы я сходил в кинотеатр его посмотрел, мне бы реально денег было бы жалко. Ну это просто кошмар.
М.А.: Тебе может понравиться, не понравиться, но ты, во-первых, не отвлекаешься, как дома.
А.Д.: Конечно, там столько сил и труда вложено в звук, в операторскую работу. Хороший оператор стоит бешеных денег. Я понимаю, что сейчас всего две камеры существует в мире, всё изменилось, плёнка ушла. Но всё равно, как ни крути. Люди работают, появилась техническая обработка, цветокоррекция, столько труда вложено. Я сам каюсь, я смотрю сериалы пиратские, потому что я не могу смотреть сериал, мне нужно посмотреть всё кино сразу.
Потому что ты начинаешь смотреть и пока (если оно тебе понравилась) не закончилось, ты не можешь встать, уйти, ты едешь, об этом думаешь. Лично у меня так.
М.Ш.: На Западе в этом плане, у них самосознание. У меня знакомые уехали в Швейцарию, и девушка устроилась работать в юридическую контору. Она приходит и говорит: "Ой, а мы вчера такой фильм с Дэном посмотрели". Ей говорят: "Какой?" Она говорит: "Такой-то". "Премьера через два дня". "А мы скачали". Их лица нужно было видеть. "Они, — говорит, — со мной практически весь день не разговаривали". Для них это всё.
А.Д.: Для них это преступность абсолютная.
М.Ш.: "Они, — говорит, — смотрели на меня несколько минут, как на инопланетянку". Как? Скачала?
А.Д.: Кино ещё должно зарабатывать. У нас в стране очень тяжело, у нас до сих пор нет системы, как я коллег слушаю, что просто кино не зарабатывает из-за того, что у нас неясно, люди не могут просчитать, какой фильм чего окупит, не окупит. Из-за этого кино страдает.
М.Ш.: Человек должен понимать, когда он снимает, как это выглядит, у нас же некоторые люди без понимания, снимают…
А.Д.: У нас вообще индустрия в таком зачатке, к сожалению. Но, чтобы она вся развивалась, нужно вернуть доверие зрителей каким-то образом, чтобы они потом ходили платили деньги за продукт, оплачивали его в кинотеатре. Я не знаю. Для этого нужно, конечно, найти, наверное, воспитать режиссёров, воспитать сценаристов.
М.Ш.: Я думаю, для этого время должно пройти, лет где-то 10–20, наверное.
А.Д.: В принципе, сейчас стали появляться толковые работы, я считаю. Та же "Легенда 17", которая вышла 3–4 года назад. Мне кажется, это хорошее, крепкое кино.
М.Ш.: Я как человек, игравший долго в хоккей, могу сказать, что фильм хороший.
М.А.: Тоже душевный.
А.Д.: Для меня он был душевный. Я в хоккей не играю, я в детстве занимался фигурным катанием, но я болел, когда ты в кино начинаешь "давай, давай!", когда ты делаешь в кино это, казалось бы, блин, это же кино, что я делаю.
М.Ш.: Нет, он, конечно, впечатлил.
А.Д.: Это крепкая работа, здоровская, сделанная.
М.Ш.: У нас был Александр Домогаров — младший, или джуниор.
М.А.: Спасибо большое.
А.Д.: Спасибо большое, что позвали.