Следующая станция — Лайф. Диктор метро — о том, как научиться владеть голосом
Актриса и диктор Московского метрополитена Юлия Романова-Кутьина рассказала о том, каким голосом нужно объявлять станции, и о том, почему она готова работать в подземке даже бесплатно.
А. МИТНОВИЦКАЯ: А тот голос, который мы все слышим, — это голос, специально созданный, подобранный? Есть же определённый требования к этому голосу.
Ю. РОМАНОВА-КУТЬИНА: Да, конечно. Это забавная история. Когда я пришла работать в метро, мне ещё не исполнилось 18 и я говорила детским голосом, потому что в детской редакции радио, где я работала, требовался детский. Я пришла в метро, меня пригласили и сказали, что можно поучаствовать в кастинге. Я пришла. Произнесла какую-то информацию, которая звучала на эскалаторе. Сказала задорно и весело. Мне объяснили, что это не формат метро, потому что там своя акустика, и, если там пищать, все пассажиры сойдут с ума, потому что звук будет отражаться от стен, звенеть. Сказали: если хочешь работать, пониже, более женственно. Я пошла тренировать женственный голос.
И.И.: Это тоже старая школа?
Ю. Р-К.: У меня была прекрасная преподавательница по сценической речи Наталья Владимировна Царёва, уникальный педагог. Я знала упражнения, которые нужно делать, чтобы сделать голос выше или ниже, и я ходила целыми днями и тренировалась. А для этого есть забавные упражнения, которые нелепо выглядят.
А. МИТНОВИЦКАЯ: К нам с Игорем зашла Юлия Романова-Кутьина — это диктор Московского метрополитена. И актриса, кроме всего прочего.
Ю. Р-К.: Здравствуйте.
А.М.: Юлия Владимировна, мы сейчас с вами минут пять болтали до начала программы, и я всё это время думала, что всё-таки не узнаю, хотя в метро езжу часто.
И. ИЗМАЙЛОВ: Мы выяснили, что с 1992 года?
Ю. Р-К.: Да.
И.И.: Не надоело?
Ю. Р-К.: Что вы? Я счастлива.
И.И.: Потому что нравится или потому что стабильно: работодатель, социальный пакет, санаторий?
Ю. Р-К.: Если бы даже мне сказали: делай это бесплатно, я бы сказала: "Спасибо большое, давайте". Мне так нравится слышать себя в метро, объявлять остановки, что мне кажется, это не вопрос денег. Как автоответчик, который говорит: "Абонент временно недоступен". Сколько заплатили человеку за это? Может, много, может, мало — это неважно. Зато теперь этот человек во всех телефонах людей — представляете, что это такое?
А.М.: Вы когда-то записали все эти станции, и с течением времени добавляются новые, вы что-то дописываете. Всё так и происходит или в чём ещё состоит работа, как это всё построено?
Ю. Р-К.: Основное — это озвучивание станций: "Осторожно, двери закрываются, следующая станция — "Пушкинская".
Работы хватает.
А.М.: Работы много!
И.И.: Вы когда записываете, меняетесь?
Про начало карьеры и работу на Всесоюзном радио
Ю. Р-К.: Игорь, я всё-таки актриса, я не зря училась в ГИТИСе. В детстве я работала на Всесоюзном радио, была юным диктором.
И.И.: Вы застали ещё ту школу.
Ю. Р-К.: Я же говорила, старенькой бабушкой. Я вела прекрасную передачу, которая называлась "Пионерская зорька". Вы молодые, не знаете, что такая передача была.
А.М.: Мы знаем.
Ю. Р-К.: Знаете? Молодцы. Я говорила: "Здравствуйте, ребята. Сегодня мы расскажем вам о том, сколько металлолома собрали школьники Челябинской области".
И.И.: Здорово.
Ю. Р-К.: И такое было. Поэтому я могу разными голосами говорить.
А.М.: А тот голос, который мы все слышим, — это голос, специально созданный, подобранный? Есть же определённые требования к этому голосу.
Ю. Р-К.: Да, конечно. Это забавная история. Когда я пришла работать в метро, мне ещё не исполнилось 18 и я говорила детским голосом, потому что в детской редакции радио, где я работала, требовался детский. Я пришла в метро, меня пригласили и сказали, что можно поучаствовать в кастинге. Я пришла.
Я пошла тренировать женственный голос.
И.И.: Это тоже старая школа?
Ю. Р-К.: У меня была прекрасная преподавательница по сценической речи Наталья Владимировна Царёва, уникальный педагог. Я знала упражнения, которые нужно делать, чтобы сделать голос выше или ниже, и я ходила целыми днями и тренировалась. А для этого есть забавные упражнения, которые нелепо выглядят. Бабушка ходила по квартире и говорила: "Господи, когда же ты уже закончишь? Что же соседи-то думают?" Научилась.
И.И.: Говорят, сейчас уже никто не морочится, техника речи осталась, сценическая тоже.
Ю. Р-К.:
Если фильм американский дублированный — супер, ребята работают, всё чётко, у всех дикция, голоса подобраны, ты прямо наслаждаешься, все на своём месте, всё классно и понятно. Дальше начинается трейлер нашего русского фильма. Он может быть очень классным и интересным, я с удовольствием его буду смотреть, но трейлер — это что-то запредельное. Там же кусочки, нарезка: "Я викинг, я тебя завоюю". Как же ты завоюешь, если половину букв в слове "викинг" ты не выговариваешь? Ужас. Я понимаю, что не было тренировки, когда артист озвучивает сам себя. Взята аудиодорожка, которая была на съёмках, и человек не морочился, как ему выговорить. Но мне, как человеку, который с детства связан с русской речью, это очень режет слух.
И.И.: Почему вас на радио тянуло? Или к микрофону?
Ю. Р-К.: Я не знаю. Мне хочется думать, что это судьба, хотя это может быть не так. Всё получилось случайно. Мне в детстве нравилось читать стихи, выступать, рассказывать какие-то истории, участвовать в постановках. А на радио я попала совершенно случайно, просто было объявление о том, что проводится конкурс детей, которые будут юными дикторами Всесоюзного радио. Как вы понимаете, не поучаствовать было нельзя. Там было три тура, всё серьёзно, и меня взяли. Это как выиграть в лотерею машину "Москвич" — невероятно.
А дальше стали вести радиопередачи, что тоже добавляло в жизнь положительных эмоций и удовольствия. Кроме того, нас учили технике речи, сценическому мастерству: как читать прозу, как читать стихи. И это было очень здорово: мы были детьми, но преподавали нам маститые люди. Мы записывали радиоспектакли, играли там детские роли, с актёрами из Малого театра, из МХАТ, и это было очень серьёзно — спектакли золотого фонда, всё писалось долго, чётко, качественно. Было очень интересно, просто даже посмотреть, как они работают.
А.М.: Давайте вернёмся в метро. До эфира вы нам сказали, что есть вы, есть ещё одна девушка и мужская пара — зачем так много? Ваши голоса похожи?
Ю. Р-К.: Они разные.
У них совсем разные голоса. Я не знаю, почему нас четверо. Бывает, ещё какие-то голоса появляются в метро, но это вопрос не ко мне, а к работодателю.
А.М.: А когда по случаю праздников они приводят актёров, которые своими известными голосами говорят? Никита Михалков мне слышался как-то, зайчик из "Ну, погоди".
Ю. Р-К.: Это очень здорово, как подарок москвичам, акция, чтобы люди прислушались к тому, что вообще происходит. Это очень забавно. Актёры, которые озвучивают праздничные варианты, шутят, это интересно и здорово. Наверное, не будешь слушать каждый день, потому что есть специфика метро: когда одна и та же шутка звучит уже десятый раз, получается как старый анекдот. Но для поднятия настроения, создания ощущения праздника, мне кажется, это прекрасно.
А.М.: Я вспомнила про диктора, который объявляет остановки во втором автобусе. Там невероятный юмор. Не потому, что он старается веселить людей, а потому что у него очень интересная манера произношения слов, с лёгким напевом.
Ю. Р-К.: Это его стиль. Я тоже объявляю остановки в трамваях. Недавно ко мне обратились ребята из Ростова-на-Дону. У них будет день города, и они хотят сделать такой подарок всем жителям. Мы для них озвучили все остановки. Если кто-то что-то хочет озвучить — ребята, обращайтесь, я всегда за!
И.И.: А какова специфика? Какие наставления у вас бывают? Вы везёте домой людей, по преданию, а в центр, на работу — мужики.
Ю. Р-К.: А я домой, женский, ласковый голос.
И.И.: По часовой стрелке один голос, против — другой.
Ю. Р-К.: Я это никогда не выучу.
И.И.: Это не психологический момент?
Ю. Р-К.: Нет. Хотя психологическую подоплёку, я думаю, тоже можно найти.
А.М.: А слабовидящие люди об этом знают?
Ю. Р-К.: Конечно.
А.М.: Игорь шутил, что наверняка сейчас понадобится записать дополнительные объявления, чтобы люди не ездили на вагонах сверху, сбоку, сзади.
И.И.: Потом подумал, что не стоит привлекать внимание.
Ю. Р-К.: Да, это будет реклама. Лучше не поднимать эти темы лишний раз. Очень много людей, которым не хватает адреналина, и они способны на любое безумство.
Про современную культуру
И.И.: Вернёмся к радио. Вы мало того что застали, поработать успели, как вам всё то, что происходит сейчас? Много станций стало, не три программы, как было. Вы вообще слушаете?
Ю. Р-К.: Конечно. У меня есть любимые программы, ведущие.
Сначала в нас было три кнопки на всю страну, и там всё время говорили и немного пели. Затем началась следующая история, когда была только музыка.
И.И.: И не наша.
Ю. Р-К.: Уже послушать бы человека живого. Сейчас, на мой взгляд, здорово, потому что ты можешь выбрать себе по душе: хочешь, тебе расскажут, хочешь — споют, хочешь — расскажут в классической манере, хочешь — в другой. Это прекрасно, когда есть из чего выбирать, ты можешь найти, что именно тебе именно сегодня хочется. Я не слушаю одно и то же каждый день: у меня сегодня одно настроение, завтра — другое, и в зависимости от этого я выбираю станцию. Думаю, многие со мной солидарны.
И.И.: Вам бы хотелось вернуться, поработать в современном формате?
Ю. Р-К.:
Я работаю в театре, дочка моя серьёзно занимается музыкой. Меня окружают люди, связанные с искусством. Мне бы хотелось ток-шоу, куда можно было бы приглашать друзей, не друзей, знакомых или нет, и говорить об искусстве, о том, что волнует меня, их, наше поколение. Но так как я пока ничего для этого не делаю, только думаю: а хорошо бы, наверное, мысль должна дозреть, и тогда, даст бог, она во что-то реализуется.
И.И.: Если найдётся где.
А.М.: Поди-ка найди.
И.И.: Какие-то вещи, связанные с культурой, как говорят, не особо востребованы, нет рейтинга.
Ю. Р-К.: Это всё не совсем правда. Этой осенью у меня был культурный шок. Я живу недалеко от Пушкинского музея, туда привезли Рафаэля. Я думаю: надо сходить и ребёнка сводить. Залезаем на сайт, бронируем экскурсию, и нечаянно бронирую экскурсию на 15 человек. Ещё подумала: как дорого, 4 тысячи. Ну, Рафаэль, надо сходить. Потом поняла, думаю: где же возьму 15 человек. После этого об экскурсии рассказывают по телевизору и выясняется, что все хотят. У меня уже 25 желающих, уже не хватает. Думаю, залезу на сайт и забронирую ещё на 15. А билетов уже нет никаких. Иду мимо Пушкинского музея, и там каждый день очередь, всё длиннее и длиннее — люди хотят в Пушкинский. То же самое происходит с Айвазовским. Сейчас привезли коллекцию из сокровищ Ватикана. Билеты все проданы, 15 декабря будет продажа на январь.
И.И.: Всё так, но СМИ находятся вне этого, другой смысл их существования, другая повестка — это развлекать в большей степени.
Ю. Р-К.: Мне кажется, это тоже вопрос времени и места. Есть аудитория.
Нельзя же только про новости или только про деньги, про бизнес, или только про поп-музыку — надо же про разное.
А.М.: Наши слушатели пишут: "Голос не узнаю, наверное, давно не ездил в метро". А вы можете какое-то время поговорить с нами этим голосом?
Ю. Р-К.: Конечно. Осторожно, двери закрываются, следующая станция — "Пушкинская".
А.М.: Вот это да, вот это оно.
И.И.: В жизни так же?
Ю. Р-К.: В жизни я разговариваю по-разному.
А.М.: Вы не думали использовать это как-то?
Ю. Р-К.: Я даже роли в театре получила таким образом в театре. Достаточно давно я разговаривала в жизни так и играла роли молодых девушек. И как-то мне предлагают сыграть вдову Попова в "Медведе" Чехова.
И я такая: "Изо всех мужчин, которых я только встречала в своей жизни…" Она: "Вот, другое дело!"
И.И.: Слушатель просит показать упражнение, чтобы голос понизить.
Ю. Р-К.: А как я покажу? Надо, чтобы было видно меня.
А.М.: Вас видно, у нас пять камер работают.
Ю. Р-К.: А что вы мне сразу не сказали?
А.М.: Вы же прекрасны, чего вас предупреждать.
Ю. Р-К.: Хорошо. Я сразу предупреждаю, упражнения выглядят не очень лицеприятно. Берём палец, засовываем его в рот, и говорим по очереди все гласные буквы.
А.М.: Давайте вместе.
Ю. Р-К.: Вы чувствуете, у вас голос ниже стал?
И голос становится ниже. Но это надо практиковать, если сделаете один раз, то ничего не изменится.
И.И.: Как раз по поводу практики. Голос встаёт, и человек начинает говорить так всегда. Почему дикторы долго живут? Правильно говорят: правильное дыхание, кислород поступает. Когда вы работаете, всё красиво, а в остальной жизни?
Ю. Р-К.: Если бы я была диктором, сидела и читала новости каждый день, а потом вышла, а все в округе знают, что я диктор, зашла в магазин и говорю: "Мне, пожалуйста, два пакетика молока".
И.И.: Две буханочки, чтобы ещё принадлежность к Москве.
А.М.: А так как у вас работа другая…
Ю. Р-К.: Я актриса: сегодня играю цыплёнка, завтра — злую фею в "Спящей красавице", послезавтра пою оперу — разные роли, как я могу всё время говорить одинаково?
И.И.: Времени не осталось. Скажите нам: "Осторожно, двери закрываются, следующая станция Лайф.
Ю. Р-К.: Осторожно, двери не закрываются, потому что следующая станция — Лайф. Двери остаются широко распахнутыми.
И.И.: Спасибо большое.