Битва за Comic Con: как Москва и Питер выясняют, кто из них true
Comic Con Saint Petersburg может поменять название. Этой осенью его организаторы проиграли в Москве арбитражный суд своим столичным конкурентам. Те доказали, что организаторы фестиваля комиксов и косплея из Северной столицы не могут пользоваться названием Comic Con в своих логотипах и рекламе мероприятия.
Лайф поговорил с главным продюсером питерского Comic Con Михаилом Воронцовым, и он рассказал, что происходит.— Мы уже два года подряд проводим фестиваль Comic Con Saint Petersburg. Помогают нам в этом партнёры из Америки. В частности, они инвестируют в это мероприятие и договариваются со звёздными гостями. Всё проходит в СКК, — рассказывает Воронцов.
По его словам, организаторы питерского фестиваля тщательно подошли к выбору площадки. В итоге выяснилось: именно СКК подходит по всем параметрам. Впечатляют и результаты, которые озвучивает Михаил Воронцов: в 2015 году на Comic Con Saint Petersburg собрали более 27 тысяч человек, а уже в следующем — 2016-м — 40 тысяч.
Но уже в этом году мир косплея и комиксов начал совсем не сказочно раскалываться на питерский и московский. Только-только прошёл майский фестиваль в Питере, как его организаторам пришлось идти в суд.
— Проблема возникла в этом году. Московскую фирму ООО "КРИ" (организатор Comic Con Russia. — Прим. ред.) мы знаем давно. Мы получили исковое заявление. Точнее нашли в Интернете, случайно. После того как просматривали отзывы о последнем фестивале. Выяснилось, что они зарегистрировали в Роспатенте название Comic Con как товарный знак. Мы ездили в Москву, в суд. Объясняли, что Comic Con — это описательный термин мероприятия и его патентовать нельзя. Но суд счёл наши доводы недостаточными. Теперь мы будем судится по этому делу в апелляционном суде, — объясняет продюсер питерского фестиваля.
По словам Михаила Воронцова, московские коллеги хотят монополизировать рынок. И добавляет: Comic Con — не столько даже название, сколько уже формат подобных фестивалей, которые могут проводиться в любом городе.
У питерских организаторов уже готов вариант — например, Epic Con. Вот только такой "ребрендинг" может обернуться большими убытками, не исключает Михаил. Вряд ли теперь звёзды мировой величины поедут на фестиваль, название которого услышат впервые.— За два года мы привезли в Питер на Comic Con много известных актёров. Например, из таких фильмов и сериалов, как "Игра престолов", "Гарри Поттер" и "Властелин колец", — рассказывает Михаил.
— А теперь что, звёзды сюда не поедут?
— Не поедут, если название фестиваля будет им незнакомо. К тому же они поддерживают само движение Comic Con. И денег меньше просят в этом случае, — уверен Воронцов.
Вряд ли сработает и попытка видоизменить название Comic Con в рекламе питерского фестиваля. В этом случае, как говорит Воронцов, скорее всего, конкуренты из Москвы привлекут эксперта, который в любом случае определит сходство с их товарным знаком.
Потеряют питерские организаторы и в деньгах. Схема нехитрая: если из названия уберут узнаваемый Comic Con, на фестиваль не поедут звёзды. Не будет звёзд — хуже дела с продажей билетов.
— Могу сказать только, что организация фестиваля стоит миллионы рублей. Первый наш Comic Con не окупился. Второй — было получше, — говорит Михаил Воронцов. — Теперь будет сложнее. Сложнее актёров привлечь, на которых ходят люди, которые покупают билеты. Это замкнутый круг.
Про "забавный щелчок"
Мы попросили Михаила объяснить, как вообще московской фирме удалось запатентовать такое глобальное понятие, как Comic Con. Он объяснил, что если бы их конкуренты стали доказывать, что только они имеют право использовать это всемирно известное название в России, то у них бы, скорее всего, ничего не получилось. Но они поступили по-хитрому. Вот фрагмент документа из Роспатента.Михаил считает, что Comic Con можно и нужно расшифровывать как Comics Convention. Или "съезд любителей комиксов". Но в документе каждая часть названия переведена отдельно и немного в другом ключе. Вот и получается, что это "забавный щелчок" или "смешная афера". Какая ирония, неправда ли?
Что говорит Москва?
За объяснением ситуации Лайф обратился в фирму ООО "КРИ", которая является организатором столичного Comic Con Russia и владельцем товарного знака Comic Con. По словам генерального директора Юлии Шкилевой, компанию уже давно не устраивает путаница, которую и вызвало использование фактически одного и того же названия для двух по факту совершенно разных мероприятий.
— Санкт-Петербург проводит мероприятие под этим названием, используя нашу торговую марку. Очень многие посетители путаются, участники думают, что это мы проводим второе мероприятие в Петербурге. И со многими претензиями приходят потом к нам, — говорит генеральный директор ООО "КРИ" Юлия Шкилева.
Мы посмотрели отзывы о питерском Comic Con. Они разные. Но негативные, действительно, есть.
В ООО "КРИ" уточнили, что пока они провели три Comic Con в столице. Но есть планы расширения на Петербург и другие крупные города. Например, Новосибирск, Екатеринбург и Казань. Также в ООО "КРИ" заметили, что не против, если их коллеги из Петербурга назовут свой фестиваль как-нибудь по-другому. Фестиваль кино или супергероев, например.
Вне мира комиксов
И напоследок мы спросили и у Михаила Воронцова (продюсер питерского Comic Con) и у Юлии Шкилевой (гендиректор ООО "КРИ"), кто у них любимый супергерой. Михаил засмущался, но ответил, что Локи (суперзлодей из вселенной MARVEL). Юлия честно призналась, что у неё нет любимого супергероя. Зато есть четыре дочери. Средняя обожает близнецов Пайнс и Леди Баг (персонажи мультиков — американского и французско-корейского). При всём уважении к анимашкам Локи, конечно, круче. Но это в мире комиксов. В бизнесе всё по-другому.