Крайняя необходимость
Общественный деятель Дмитрий Чугунов — о том, что сотрудники МЧС и медики скорой помощи не должны думать о том, как не поцарапать чужое авто.
Фото: © РИА Новости/Игорь Зарембо
Каждый день сотни машин скорой помощи и МЧС не могут проехать по вызову во двор. Не могут физически. Горит дом, кричат люди, у кого-то сердечный приступ и счёт идёт на секунды, а помощи всё нет.
В это время спасатели с рулеткой, как капитаны, прокладывают фарватер для своих громоздких кораблей в нагромождении чужих авто. Не дай бог задеть — добрые жители закидают исками водителя-спасателя.
Доктора скорой, бегущие 200 метров по заледеневшему двору, — это не кадры из фильма-катастрофы. Это будни неотложки. На обратном пути им частенько приходится тащить больного под 100 кг до машины. Паноптикум.
В сложившейся ситуации нужны решения, и нужны ещё вчера. Те, кто спасают жизни людей, не должны думать о том, как не поцарапать при этом чьё-то железо.
В первую очередь речь идёт о введении возможности двигать и перемещать автомобили, мешающие проезду спасательной техники, и наносить им повреждения в случае необходимости. Такая практика есть в Израиле, Канаде, США. В странах, где право собственности стоит во главе угла.
Чтобы это заработало у нас, надо "включить" пункт 2.7 КоАП РФ "Крайняя необходимость". Согласно этому пункту, если вы спасаете свою или чужую жизнь, то можете в случае той самой крайней необходимости что-то сломать или повредить. Пока этот пункт, к сожалению, не работает. Так же, как и закон "О курении" или закон "О самообороне".
Как сделать так, чтобы заработало? Вопрос важный, но второй очерёдности. Мягкие бампера, "кенгурятники", камеры по периметру машин экстренной помощи и чёткий регламент парковочного пространства во дворе. Всё это — очевидные решения, которые можно применить дёшево и сердито.
Пока же на практике вся ответственность ложится на плечи того самого водителя неотложки или пожарной машины. Со своей нищенской зарплатой в другой раз он просто не поедет в ваш двор.
Количество машин в нашей стране растёт в геометрической прогрессии. Так же, как и количество жилья не самого высокого класса. Многоэтажки строятся как грибы после дождя — на любом свободном клочке земли, несмотря на кризис. И поверьте, резких изменений не будет.
Мы сами делаем свой выбор, покупая такое жильё, насильно нас никто в эти гетто не загоняет. Осознавая, что в перспективе могут быть проблемы, мы гоним от себя эту мысль и как в известной бардовской песне поём про себя: "А то, что придётся потом платить, так ведь это ж, пойми, потом".
Законодательная, исполнительная и судебная власти бездействуют в вопросах работы с застройщиками. И те продолжают строить свой бетон в космических масштабах, потому что это сверхприбыльно. Мы же, покупая эти коробки и паркуя свои авто как придеётся, не думаем о том, что может что-то произойти. Никто не думает. Но вот ведь штука какая: каждый день по стране десятки, а порой и сотни тысяч выездов.