Плохой почерк врачей обогатил страховщиков на 30 млрд рублей
Фото: © РИА Новости/Игорь Зарембо
Эксперты заявили о необходимости реформ в системе ОМС, которая сейчас позволяет страховым компаниям существенно наращивать прибыль за счёт таких недочётов.
Непонятный почерк, орфографические и синтаксические ошибки и другие погрешности при оформлении медицинских документов имеют цену, причём очень высокую. Платят за это больницы и поликлиники, которые работают в системе ОМС (то есть в конечном счёте платим за это мы, налогоплательщики). Деньги взыскивают страховые компании (в основном) и территориальные фонды ОМС. Согласно свежему отчёту Счётной палаты, с которым ознакомился Лайф, в 2015 году медучреждения заплатили за это более 30 млрд рублей. Большая часть этих денег идёт обратно в систему ОМС, меньшая остаётся в виде штрафов у страховщиков, благодаря чему их прибыли растут год от года.
Всего в 2015 году страховые компании при проведении экспертиз качества медицинской помощи выявили 2,8 млн нарушений. Из них 1,2 млн (43,3%) — это "дефекты оформления первичной медицинской документации" (то есть как раз почерк, помарки, ошибки в написании). Эти дефекты, как считают в Счётной палате, "не влияют непосредственно на качество оказанной медицинской помощи".
Действительно, гораздо важнее проверить, насколько правильным было само лечение. Но это труднее, чем найти в карте помарку. Некоторые важные нарушения страховые компании вообще игнорируют. Например, как говорится в отчёте, только 0,1% всех выявленных ошибок составили "нарушения, ограничивающие доступность медицинской помощи".
"В связи с этим можно предположить, что страховым интересны только те нарушения, которые не требуют больших усилий для выявления и приносят им наибольшую прибыль", — считают в Счётной палате. То есть страховые компании пренебрегают своей изначальной миссией — защищать пациентов.
Об этом говорят и такие цифры. В 2015 году за консультацией в страховые компании обратилась 21 тысяча человек. А всего число застрахованных составляет 146,5 млн человек. То есть люди просто не считают страховщиков своими защитниками и не идут к ним, если есть проблема.
Есть страховые компании, которые борьбу с плохим почерком врачей вообще сделали своей основной функцией. Как сообщает Счётная палата, "дефекты оформления первичной медицинской документации" составили более 60% в структуре нарушений, которые нашли "МСК "Медстрах", СК "Согласие-М", СК "Альянс-Мед" и "СМК "Крыммедстрах".
А вообще страховщики, как следует из отчёта, работают без какого-либо контроля. Например, в Санкт-Петербурге РОСНО-МС выявила 37 нарушений на 1000 застрахованных, а МАКС-М — 11 нарушений на 1000 застрахованных. Это "свидетельствует о бесконтрольности ситуации", как считает Счётная палата, поскольку страховщики проверяют одни и те же больницы и поликлиники (просто к ним прикреплены разные пациенты).
Видимо, страховые компании хорошо зарабатывают? Да, неплохо. Если сложить чистую прибыль за 2015 год всех 58 страховщиков, получится 3,5 млрд рублей. Многие компании увеличивают прибыль год от года.