Сильный боковой ветер крайне опасен для Ил-18
Согласно руководству по лётной эксплуатации Ил-18, этот лайнер не должен был заходить на посадку при скорости бокового ветра выше 15 метров в секунду.
Фото: © РИА Новости/Михаил Клименьтев
Сегодня утром стало известно о крушении военного борта недалеко от города Тикси в Якутии. По имеющейся на данный момент информации, Ил-18, принадлежащий Минобороны РФ, заходил на посадку при сильном боковом ветре и снеговых зарядах. В результате авиакатастрофы пострадали пассажиры и экипаж самолёта, однако в настоящее время сведений о погибших не поступало. Пострадавшие направляются в ближайшую больницу. Вероятно, часть людей будет направлена для оказания помощи в Москву и Санкт-Петербург. Для оказания экстренной помощи военным, которые летели на смену своим сослуживцам, уже направлен спецборт Минобороны РФ со специальными медицинскими модулями.
Согласно гражданским правилам эксплуатации Ил-18, самолёт не должен был заходить на посадку при скорости бокового ветра 30 метров в секунду, как это было в момент катастрофы. Ил-18, согласно правилам, может взлетать при скорости бокового ветра не более 18 м/с, а заходить на посадку при скорости бокового ветра не превышающей 15 м/с.
Однако, по словам экспертов, военные при эксплуатировании техники руководствуются собственными стандартами, отличными от гражданских норм и типового руководства по лётной эксплуатации Ил-18.
С 2001 года, после катастрофы Ил-18 у города Калязина, эта модель самолётов была выведена из эксплуатации в гражданской авиации, и уже 15 лет он эксплуатируется в России исключительно военными.
При этом эксперты отмечают, что Ил-18 — один из самых коммерчески успешных и безопасных самолётов, созданных советской авиапромышленностью. Примечательно, что, в отличие от многих других самолётов советского времени, Ил-18 изначально разрабатывался исключительно как гражданский борт.
— Ил-18 за время эксплуатации зарекомендовал себя как крайне надёжный и экономичный самолёт, в советское время он был одним из основных лайнеров использовавшихся на линиях средней дальности. Однако после очередной катастрофы в 2001 году руководство гражданской авиации запретило его эксплуатацию на пассажирских рейсах, после чего он остался только у военных. А военные эксплуатируют технику совсем по другим стандартам, даже их статистика в принципе никому не доступна, и решения о взлёте и посадке они принимают исходя из своих целей, — поясняет главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий.
В настоящее время в качестве одной из версий катастрофы в Якутии рассматривается сильный боковой ветер, из-за которого пилоты не смогли справиться с управлением, в результате чего произошла авария.
Однако рассматривается также версия аварии в результате пожара в одном из двигателей самолёта, из-за которой пилотам пришлось принять решение об экстренной посадке.
Глава Булунского района Якутии Игорь Кудряшов рассказал в эфире Лайфа, что некоторые очевидцы крушения Ил-18 Минобороны РФ заметили пожар в левом двигателе воздушного судна.
— Некоторые пассажиры говорили, что произошёл удар о землю, был пожар левого двигателя, после чего произошла довольно жёсткая посадка, — уточнил чиновник.
Следует также напомнить, что инженерные решения, реализованные в ходе разработки Ил-18, оказались настолько удачными, что была создана отдельная его модификация — Ил-38. Этот самолёт предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок противника и может эксплуатироваться как самостоятельно, так и в тандеме с противолодочными кораблями. Помимо России Ил-38 эксплуатируется также в ВМФ Индии.