Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
24 декабря 2016, 12:30

Лучшие мемесы 2016 года: контекст, философия, тайный смысл

Лайф вспоминает лучшие мемы (самые смешные, по крайней мере) за 2016 год и объясняет их смысл, о котором люди если и не знают, то хотя бы подсознательно догадываются.

Коллаж. Фото: © Игорь Назаров, wikimedia.org, соцсети

Коллаж. Фото: © Игорь Назаровwikimedia.org, соцсети

Формально интернет-мемы — это какая-то информация, которая расходится в Сети от пользователя к пользователю через соцсети и мессенджеры — как угодно. В процессе она мутирует, преобразуется, обретает новые формы и содержание.

Очевидно, что фразы и картинки, которые начал распространять в этом году каждый человек — это ещё и культурный медиаобъект. Глубинные подтексты, философская подоплёка, контекстуальные особенности — всё это вы распространяете по миру, когда постите очередную картинку с котиком, который делает "вжух".

Патимейкер

Предмет анализа: песня "Патимейкер" рэпера Пика с лейбла Басты "Газгольдер". Невероятно надоедливая и настолько же приставучая композиция с незамысловатым рефреном: "Эй, патимейкер! Уличный дэнсер! Шейкер-шейкер! Патимейкер!"

 

Фактор распространения

"Патимейкер" — это, видимо, самая навязчивая песня, исполненная в 2016 году на русском языке. Большую часть хронометража трека занимает бесконечное повторение фразы "Эй, патимейкер!", которую произносит вызывающий голос исполнителя. Когда она набирала обороты, люди жаловались, что не могут перестать слушать эту песню, а затем поют её себе под нос весь день. Классический earworm ("ушной червяк") — песня, которую совсем нетрудно понять, но уж точно невозможно забыть.

Всем понятно, впрочем, что за этим странным текстом всё же что-то скрыто. Иначе такую бессмыслицу про "шейкера-патимейкера" никто не слушал бы столько раз подряд.

Смысл

Интересно, что трек исполняется на русском языке, но при этом все рифмы основаны на заимствованных словах. Единственный вменяемый куплет и вовсе весь рифмован для усиления ощущения полной бессмысленности. Текст будто сгенерирован: "Угли-угги-люли-Маугли-джунгли-в "Гугле":

Йога — ноги на угли. Зимой на ноги — угги. Мы танцуем буги-вуги под "Ай люли-люли". Дикий Маугли джунгли сам свои гуглит в "Гугле". Матрёшки — куклы в кукле. Этот день — дубль в дубле
Пика, "Патимейкер"

Очевидно, что это чувство возникает не случайно. Песня посвящена тоскливой отрешённости, позаимствованной Пикой из клауд-рэпа. Ещё в самом начале он произносит, что песня не подходит для тряски задницей, но это уже неважно: "Этот трек не для тверка. Да и похрен! Дискотека!"

Мол, лирическому герою уже всё равно. Он занят только эскапизмом, убегает в мир иллюзорной "дискотеки века", для которой уже не осталось поводов. Его ритуальный уход символизирует многократное повторение истерического прощания: "До свидули! До свидули! До свидули, до свидули! Дули. До свидули, дули!"

С другой стороны, кто же этот загадочный "патимейкер"? Некий идеальный герой, "дух Дикого Запада". Он и диджей, и "шейкер", что трясёт толпу, и "уличный дэнсер". Интересно, что исполнитель зовёт этого главного героя, приглашает на свою вечеринку в честь ухода от реальности. Пика снова и снова обречённо повторяет, кричит в воздух: "Эй, патимейкер! Эй, патимейкер!" Он будто пытается окликнуть короля вечеринки, носителя и распространителя настоящего счастья, который давно ушёл с нашей земной вечеринки.

Символично, что главной российской рэп-композицией стал манифест нового поколения — инфантильного, испуганного, стремящегося только к новой "вечеринке века". Толпы "патимейкеров" и "уличных дэнсеров" кричат обязательствам в лицо: "До свидули!"

Проблемы с доступом к "Джойказино"?

Предмет анализа: фраза, которую в рекламе постоянно повторяют авторы пиратских переводов сериалов. Онлайн-казино Joycasino заблокировали на территории РФ, и они решили рассказать аудитории, как же именно обходить блокировку. Они купили рекламу сразу у многих переводчиков одновременно. Фразу "Проблемы с доступом к Джойказино" произносили в самом конце серии, иногда заглушая даже последнюю реплику героев.

Фактор распространения

Сначала навязчивая фраза "Проблемы с доступом к Джойказино?" в самый напряжённый момент серии надоела зрителям, которые не знают языка оригинала. Затем они рассказали о рекламе Joycasino в соцсетях, где мем наконец обрёл подтекст. Теперь эта фраза мешает услышать самые главные слова в финалах фильмов и сериалов. Вот, например, "исправленный" финал V эпизода "Звёздных войн":

 

Смысл

Почти сразу после первичного посева мема обнаружился новый контекст для рекламы Joycasino. Те, кто не слышал о бессмысленной рекламе запрещённого казино, принялся издеваться над другими пользователями. Ведь они до сих пор не знают английского и не могут посмотреть сериал в оригинале. Несчастное онлайн-казино стало предметом для настоящей интеллектуальной ксенофобии:

 

Впрочем, намного важнее, что Joycasino, само того не зная, обличило проблемы современного консьюмеризма, бесконечного потребления, в том числе и в сфере развлечений. Последнее прибежище для одиночества в Сети — пиратские, украденные сериальчики с ужасной озвучкой — и те больше не приносят потребителю радости. Дешёвые интриги из сериалов подменяются рекламными слоганами жульнического онлайн-казино. И оказывается, что у всё того же инфантильного общества в 2016 году остались лишь смешные и мелкие проблемы, которые может подсветить даже Joycasino рекламой в пиратских переводах.

Парень в болоте

Предмет анализа: фотография Игоря Назарова из Челябинской области, на которой он находится в болоте, одетый в костюм, и обречённо смотрит в камеру.

https://vk.com/casster?z=photo-35294456_425115207%2Fwall221221892_279

Фактор распространения

Изначально братья Назаровы выложили это фото на конкурс в одном из пабликов, где предлагалось оригинальнее всего пожелать доброго утра. Очевидно, что картинка никакого отношения к утру не имела, поэтому и воспринимать её начали по-другому. Парень стал для соцсетей символом любых упаднических настроений:

 

Смысл

Любая трактовка в случае этого мема считывается моментально. Лирического героя буквально и фигурально затянула рутина. Мальчик в дешёвом серебристом костюме с безысходным взглядом снова напомнил гниющему заживо офисному планктону, что все мы когда-нибудь станем торфом на дне болота.

Денег нет, но вы держитесь

Предмет анализа: брошенная вскользь фраза премьер-министра Дмитрия Медведева: "Денег нет, но вы держитесь здесь. Вам всего доброго, хорошего настроения и здоровья". 

 

Фактор распространения

Медведев в этот момент отвечал на вопрос какой-то крымской пенсионерки за кадром о том, когда же в регионе индексируют пенсии. Разумеется, сразу же началось, как это принято называть, общественное обсуждение. Народный любимец Семён Слепаков даже песню написал:

 

Смысл

Конечно, в российском обществе фраза Медведева вызвала стандартное возмущение тем, что пенсии не поднимают и чиновники обнаглели. Но у фразы Медведева имеется двойное дно. Неспроста он так категорично отрицает существование денег как таковых, а не просто бюджетных. Возможно, мудрый премьер говорил вовсе не о проблемах с пенсионными реформами, а об абстрактности, несущественности денег как таковых. 

Медведев в своей короткой речи касается уже даже не вопросов финансовых институтов, а скорее вопросов экзистенциальных. Денег нет — а что тогда реально существует? Всё человеческое бытие ирреально, так что может ли старушка из Крыма сказать, что и её пенсия, и она сама материальна? Поэтому, по мнению Медведева, лучше в пропадающей из-под ног действительности держаться за понятные вещи: счастье, здоровье, хорошее настроение.

Дратути

Предмет анализа: картинка с куском фанеры, похожим по очертанию на улыбающуюся морду свиньи или собаки, и подпись: "дратути)0)":

Фактор распространения

По неизвестным причинам довольно старая картинка с новой подписью стала расходиться сама по себе, как первородный мем. Фото начали видоизменять, придумывать другие подписи и искать похожие очертания лиц на других снимках:

 

Смысл

Это первый атомарный, неделимый мем в списке. У него нет ни политического подтекста, ни социального. Это просто деревяшка, похожая на собаку, которая якобы приветствует тебя с идиотским приговором и улыбается.

Впрочем, сразу понятно, что эта собака — ненастоящая. Нерукотворный образ радостной псины сам проявился на фанере и поприветствовал наблюдателей. За этим можно увидеть, например, будто сама природа просунулась сквозь древесину и иронично обратилась к человечеству. Экологический посыл мема считывается только подсознательно: человек, не будь безразличен к Земле, а то она когда-нибудь скажет тебе "дратути" тогда, когда ты от неё этого совсем не ждёшь.

Вжух

Предмет анализа: вырезанная из изначального снимка фотография кота в праздничном колпаке, которого держат на руках. К его лапе пририсована волшебная палочка, и кот колдует:

Фактор распространения

К коту-волшебнику, зрачки которого засвечены вспышкой, дописывают разные версии того, что же изменилось в мире по взмаху волшебной палочки. Вжух — и произошло что-то невозможное:

 

Смысл

Интересно, что почти сразу появилась картинка, по которой появление "вжуха" — это украинский заговор:

 

Выходит, что общественность почувствовала: в чудесах мем-спасителя есть какой-то подвох. Чаще всего этот кот, чья морда скрючена в гримасе, обещает, наоборот, не избавление от мучений, а сплошные провалы.

 

Новый мессия, последняя надежда человечества на изменение жизни к лучшему — это кот в волшебном колпаке. И при этом он готовит только беды для человечества и для каждого из нас в частности. Это, с одной стороны, дискредитирует саму идею вселенского спасителя, который спустится и навжухает то, что мы все так долго искали. С другой же — вера пропащего общества в кота-волшебника — это само по себе инфантильно и смехотворно. Таким образом, мемы как религия, возможный путь к спасению, потерпели фиаско.

Грэм

Предмет анализа: объект социальной рекламы, резиновый человек по имени Грэм, который, по словам австралийских хирургов, способен выжить в любой автокатастрофе. Его тело сильно деформировано в сравнении с человеческим: многососковость, отсутствие шеи, увеличенный лоб.https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Piccinini_Graham_Project_Zero.jpg

Фактор распространения

Интернет-пользователей впечатлила брутальная внешность Грэма, а также его непроницаемое выражение лица. В связи с этим они сравнили его, например, с главным героем фильма "Драйв":

 

 

Смысл

Грэма сделали для социальной рекламы. Его ужасный внешний вид должен был показать, как легко травмироваться в ДТП и что нужно пристёгиваться и вести себя осторожно на дороге. При этом Грэм стал интернет-героем, символом непробиваемой воли. Этот неуничтожимый сверхчеловек, похоже, выявил тягу интернет-аудитории к постгуманизму, стремлению к эволюции и развитию человеческого тела. Грэм — "уберменш", ницшеанский сверхчеловек, только нового поколения. Он исподлобья смотрит в непроницаемое будущее и не боится ничего, даже попасть под машину.

Иначе говоря, мем этот может в будущем привести к новому витку развития науки евгеники, учения о человеческой селекции. Нас больше не страшит уродство. Намного страшнее остаться обычным человеком, который всё так же слаб и смертен.

Вот чему нас учили смешные картинки в 2016 году.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров