Как вашему ребёнку не потерять 12 лет? Пять советов о выборе профессии
Фото: © East News
Я помню, что, когда мне было 16 лет и дело шло к окончанию школы, я вообще не понимал, кем хочу быть. Нельзя сказать, что я сильно об этом думал. Конечно, иногда мысли приходили. Но в целом отношение к будущему и к будущей профессии можно было назвать наплевательским. Дело было в 90-х, все шли в экономисты. И я пошёл в экономисты. За компанию с другом. Вместе же веселее ошибиться в выборе? Да, ещё посмотрели, какие вузы поближе. Далеко же ездить неправильно. В общем, я совершил все возможные ошибки: искал попроще, поближе и повеселее. Но тогда я этого ещё не понимал. Подозрения начались закрадываться после выпуска из вуза. Знаете, считается, что самыми "голодными" до знаний являются выпускники бакалаврской программы. Почему? Да потому, что они поняли ошибку. Они пошли не туда.
Какова стоимость этой ошибки? Четыре (а скорее шесть) лет обучения "не тому". Несколько лет на "не той работе". Несколько лет обучения уже тому. И опять с нуля в новой профессии. Тоже несколько лет. Если посчитать — набегает десять-двенадцать лет жизни. Для человека 24 лет, только закончившего вуз, — это ровно половина жизни. Половина жизни за ошибку. Звучит, да? И ведь некого обвинять. Ты сам выбирал. Слушал советы родителей (а они добра хотели). Смотрел телевизор или читал статьи в Интернете (а там много про современные и доходные профессии). Общался с друзьями, старшими и опытными товарищами (эти точно знают). Ты тратил какое-то время на поиск, может, даже проходил тесты. Достаточно ли этих усилий? Сопоставимы ли они с масштабом последствий возможной ошибки? Конечно нет. Конечно, понимая эту простую математику, ты и твои родители должны с 10–12 лет заниматься поиском тебя в будущем мире. Верно же?
Верно, да не очень. Лично я не наблюдаю рынка профориентационных консультаций. Может, он где-то есть, но я не видел. Лично я не вижу рекламы систем тестирования, карьерных консультантов для детей и родителей, мероприятий о и про профессии. Хотя вроде бы живу в столице и кручусь в сфере образования. Воистину это странно. Сотни тысяч и миллионы разумных людей понимают опасность затягивания сроков поиска себя для своих детей. Они сами прошлись по этим же граблям. Они сами страдают от неправильно выбранной профессии и работы. Они же точно не хотят такого будущего своим детям. Особенно в современных условиях, условиях разных и больших возможностей. Но нет, тишина. Ничего не происходит. Рынок пустой, кроме ЕГЭ и английского, почти ничему не учат, а уж про профориентирование вообще можно помолчать. Знаете, либо хорошо, либо никак. Ну вы поняли.
Я думал о причине. Знаете, наверное, она кроется в часто встречающейся уверенности в том, что государство за тебя всё решит. У нас же очень ответственное государство. Детский садик (да ещё и с ночной группой) — пожалуйста, всё почти бесплатно. Школа с первого по одиннадцатый класс во дворе — прошу, и тоже весьма недорого. Бюджетные места в вузах — много, по разным специальностям. И ещё общежитие и стипендию. А если в колледж пойдёшь — так просто с распростёртыми объятиями встретят. У нас большой дефицит высококвалифицированных рабочих. Да ещё и демографическая яма в стране, работать некому. Вот и получается, что причина в большом доверии к государственным институтам. И недостаточном желании принять на себя ответственность за судьбу свою и своего ребёнка. Выбрать ему путь. Или подсказать этот выбор.
Впрочем, я сгущаю краски. Тема для меня чувствительная, вот и сгущаю. Есть положительные примеры, есть лучи света в тёмном царстве. Знаете, есть проблема моногородов? Там люди могут по большому счёту работать только на одном предприятии. И отсутствие выбора часто вынуждает их покидать такой город. Искать лучшее, потому что вокруг объективно предложения мало. И вот это предприятие начинает суетиться. Парадокс: с одной стороны, ты — крупнейший работодатель, с другой — люди поэтому и покидают город. Особенно молодёжь, которой свойственна некоторая импульсивность. Пример — ВСМПО-АВИСМА, город Верхняя Салда. Я когда первый раз увидел их сайт "Титанчик" — был в полном восторге. Тут тебе и описание профессий, и тестирование, и проекты для детей. А потом мне показали книги, которые они делают. Просто перечислю названия: "Звёздный дракон, или Сказка о рождении титана", "Приключения Звёздного дракона в титановом крае" и так далее. Ну прелесть ведь?
Другой пример — проект или даже акция "Неделя без турникетов". Делает Союз машиностроителей России. В этом году она проводилась на более чем 600 предприятиях по всей стране. Идея простая — показать детям рабочие места своих родителей. Чем папа или мама занимается 40 часов в неделю? Интересно же. Особенно когда папа или мама рассказывает это всё твоему классу. Кстати, хохма, конечно, но эта акция привела к весьма неожиданной пользе. Оказалось, что это самый простой и эффективный способ привести в порядок цеха, лаборатории и офисы. Знаете, как тщательно мамы и папы убирают свои рабочие места перед визитом своих детей? Чистота кристальная. Как на картинке.
В последнее время работодатели всё чаще и чаще делают такие или похожие проекты. Я бы сказал, что это вынужденная мера. Рынок труда сложный, найти хорошего сотрудника — весьма непростая задача. Дело даже не в знаниях, дело в желании их применять. В мотивации, простите за выражение. Ведь ошибка в выборе профессии — это как раз то, что убивает мотивацию трудиться. А этих ошибок много. Когда я работал со студентами, то примерно каждый пятый мог боле-менее чётко сказать, зачем он учится. А видеть себя в профессии, понимать её суть, её сложности и перспективы — разве что каждый десятый. И за последние пять лет я не могу сказать, что ситуация как-то меняется. Цифры остаются примерно те же. Люди другие, а цифры — те же.
Я достаточно вас попугал? Честно, не хотел. Скорее хотел кратко изложить то, что вижу своими глазами. Здесь и сейчас. Чтобы была польза я попробую дать несколько советов. Если вашему ребёнку от 10 до 14 лет, попробуйте подумать над этими советами. Вдруг что-то вам покажется разумным? Итак:
- Больше говорите с ребёнком о будущем. Рассказывайте, как вы его видите, слушайте, как он видит его. Не давите своими приоритетами, лучше просто фантазируйте. Попробуйте поговорить о профессиях будущего. О каком-нибудь воспитателе роботов, например. Есть такая книга, даже исследование — "Атлас новых профессий". К нему можно относится по-разному, но для начала разговора о профессиях с ребёнком он может подойти.
- Больше говорите с ребёнком о прошлом. Вспомните себя, свои школьные и институтские годы. Первые карьерные шаги, может быть, ошибки. Попробуйте честно рассказать вашему ребёнку про сложности отношений в коллективе, про разных людей и разные мнения.
- Смотрите с ним документальные фильмы. Я уже давно плюнул на идею советовать читать книги, кажется, современные дети это делают реже, чем смотрят диафильмы. И раз так — смотрите с ними фильмы о профессиях и видах деятельности. Начиная от исследований космоса и океана и заканчивая историями поиска редких книг и монет. Всё может быть интересно.
- Знакомьте его с людьми разных профессий. К сожалению, у нас не принято, как, например, в американских школах, приглашать на урок родителей с рассказом про профессии. Попробуйте сами организовать что-то подобное. Опять же, есть Интернет. Ролики, статьи. Есть много ресурсов о профессиях. Главное, не давите, не отбейте желание изучать.
- Если в вашем городе есть Дворец пионеров (не знаю, как сейчас называется), ЦМИТ или уже построен "Кванториум", найдите 10 минут, отведите туда ребёнка. Только не как обычно — отвёл и забыл. Пройдите с ним по цепочке выбора. Попробуйте с ним разные кружки, разные активности. Может, его что-то зацепит? Будет здорово.