Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
19 декабря 2016, 11:54

Равнодушие на колёсах. Почему таксисты высаживают беспомощных пассажиров

Фото: © flickr.com / Metropolico.org

Фото: © flickr.com / Metropolico.org

После громких случаев, когда школьников высаживали зимой из трамваев, троллейбусов и автобусов, детский омбудсмен Анна Кузнецова попросила министра транспорта России Максима Соколова запретить контролёрам в общественном транспорте выгонять детей на мороз из-за отсутствия билетов или подтверждающих льготу документов. Однако, даже если этот запрет будет оформлен законодательно, справляться с формальным подходом в службах такси россиянам, судя по всему, по-прежнему придётся своими силами.

Несколько дней назад тележурналист из Петербурга Наталья Кёсеги посадила своего старенького папу в такси у поликлиники, дала деньги, сообщила точный адрес. Машину специально вызвали для 77-летнего Льва Гридюшко сразу же после посещения врача. Однако даже по прошествии четырёх часов пожилой мужчина так и не доехал до места назначения — на Заречную улицу в посёлке Иннолово. Женщина забила тревогу. Но оперативно узнать обстоятельства странной поездки не удалось: в такси её отказались связывать с водителем, а на просьбу предоставить хоть какую-то информацию ответили требованием написать официальный запрос.

— Говорят: "Извините, мы никакой информации не даём!" — и вешают трубку. Я говорю: "Стойте!" Мне посоветовали позвонить в отдел сервиса. Я звоню в отдел сервиса — мне говорят: "Никаких комментариев и телефонов мы не даём", — рассказала Кёсеги.Наталья обратилась в полицию. Поиски начались только на следующее утро, и 16 декабря Льва Гридюшко всё-таки нашли. Пожилой петербуржец скончался, его тело обнаружили на Заречной улице, но в другом посёлке.

В поисках пассажира помог тот самый водитель, который вёз Льва Гридюшко на Заречную — он сам пришёл в полицию, как только узнал о смерти пенсионера. Таксист показал место, где он высадил пожилого мужчину, и там, возле чужого дома, родственники обнаружили окоченевшее тело петербуржца. 

Как выяснилось, пенсионер пытался попасть в дом, к которому его привезли — стучал в окна, но ему так и не открыли.

— Вернулся хозяин дома по улице Заречная, дом 16, увидел следы у своей калитки и пошёл по ним, — рассказала Лайфу Наталья. — Оказывается, папа ходил под забором и пытался попасть, потом лёг и уснул прямо там, под деревом. 

В компании перевозчика при этом заявили, что пассажира высадили в нужном месте, а также отметили, что водитель пытался помочь пожилому мужчине, но тот отказался.

— Пассажир был довезён до того адреса, который он говорил — до посёлка Иннолово, улица Заречная, дом 16, — заявил глава юридического управления службы такси "Везёт" Олег Никитин. — Пассажир был высажен, и несмотря на то, что водитель пытался ему помочь дойти, пассажир отказался. 

— Довёз мужчину до адреса, покружили немного вокруг дома, ибо мужчина не признавал адрес. В итоге сказал, что он всё знает и сам дойдёт. Водитель спросил, точно ли он дойдёт сам и нужна ли ему помощь. Мужчина ответил, что знает, куда идёт, и попросил того уезжать. Мужчина вышел, немного постоял и пошёл не по адресу, а чуть дальше по улице. Водитель подождал в машине, увидел, что шаг был неуверенным, но так или иначе мужчина понимал, куда идёт, пускай и передвигался неважно, постоял, потом поехал. Заказ был закрыт в 19:44, — рассказал представитель маркетинговой службы компании Роман Лебедь.

Формальный подход

Похожий случай произошёл недавно в Новосибирске, правда, там, к счастью, трагедии удалось избежать. 6 декабря Александр Тарнавский вызвал такси — мужчина специально решил потратиться и избежать поездки на общественном транспорте, так как нога у него была в гипсе и передвигаться он мог только на костылях. Но добраться до поликлиники на правом берегу ему не удалось: машина сломалась прямо на Коммунальном мосту. Как позже пояснил сам новосибирец, он несколько раз пытался дозвониться в службу контроля качества компании, чтобы ему прислали машину на замену, но там разрешить ситуацию так и не смогли.

— Диспетчер трижды отказывал, мотивируя это тем, что я обязан назвать номер ближайшего дома (а на мосту же нет домов), — рассказал Тарнавский.

В итоге Александру пришлось покинуть машину и, несмотря на снегопад и мороз, буквально ползти на костылях по мосту.

— Пришлось на животе переползать через снежные завалы, там я ещё с неочищенной лестницы навернулся, когда спускался на Речной вокзал. Чудом не сломал себе новые кости, — пожаловался мужчина.

Александр дополз по снежным заносам до ближайшей остановки, где ему всё-таки удалось сесть в автобус. В поликлинику Тарнавский опоздал на час. Между тем в PR-службе перевозчика уже позже всё-таки принесли извинения, пояснив, что "к сожалению, в данной нештатной ситуации оператор не смог быстро сориентироваться и разрешить проблему должным образом", ведь кол-центрам "действительно требуется максимально точная привязка к адресу, чтобы водитель мог быстро подать машину клиенту". В качестве компенсации Тарнавскому пообещали выдать сертификат на несколько бесплатных поездок. Впрочем, вряд ли сам он захочет воспользоваться таким подарком.

А в Сыктывкаре на мороз в прошлом месяце водитель такси высадил женщину с маленьким ребёнком. Причём в этом случае позиция перевозчика и вовсе так и осталась тайной. Как рассказала сама потерпевшая, на вызов таксист приехал без детского кресла, но отказываться от заказа не стал. В течение поездки он вёл себя неадекватно: нарушал ПДД и резко тормозил, хотя в салоне был ребёнок. Видимо, и так расшатанные нервы водителя окончательно не выдержали вопроса пассажирки, а не пьян ли он. После замечания мужчина резко затормозил и высадил женщину с ребёнком на мороз.

Уже оказавшись на улице, она стала звонить в службу такси с жалобой. Но там ей ответили, что водитель высадил их "в целях безопасности", не уточнив, однако, подробности такого решения. До места назначения заплаканную женщину довезли сотрудники полиции, которые патрулировали этот участок дороги. А прессе представители перевозчика уже после того, как случай стал известен СМИ, лишь отметили, что не могут ни подтвердить, ни опровергнуть информацию об инциденте.

— Помочь с этой проблемой уже никак не можем, потому что заказы хранятся в базе данных не более двух недель, — сказал журналистам администратор службы качества такси.

Что говорит закон?

В случае с петербуржцем Львом Гридюшко его дочь Наталья Кёсеги до сих пор уверена, что трагедии удалось бы избежать, если бы в службе такси ей оперативно сообщили, где находится её престарелый отец, а не отсылали по другим телефонам и не советовали писать официальные запросы.

В то же время, как рассказал Лайфу автоюрист Антон Трошанов, привлечь к какой-либо ответственности водителя, который формально выполнил заказ — довёз пассажира и высадил его при условии, что тот не возражал, — с точки зрения закона нельзя.

— Ситуация сложилась случайным образом, какого-то преступного деяния здесь нет. Водитель высадил пассажира, пассажир ему не возразил, что это не то место, куда его привезли, соответственно, он не знал, правильно это или нет. Перевозчик выполнил свой договор, — прокомментировал Трошанов. — В тот момент, когда его высадили, человек не находился в опасности, он не был раздет и на улице не было минус 20, поэтому в данном случае с точки зрения закона привлечь к уголовной или какой-то другой ответственности перевозчика нельзя.

Сам же диспетчер, который разговаривал с Натальей в тот момент, когда уже было известно, что 77-летний Лев Гридюшко не вернулся домой, действовал по инструкции и мог не осознавать всей серьёзности ситуации, продолжает Трошанов. Вот и получается, что и в этом случае человечность снова уступила формальным инструкциям.

Они не передавали данные без официального запроса — это, конечно, нечеловечно, но вполне законно. Привлечь к ответственности в данном случае совершенно невозможно. Если бы диспетчер выдал данную информацию, допустим, сотрудникам полиции по телефону, он бы мог быть привлечён к дисциплинарной ответственности в своей организации, потому что данная информация конфиденциальна и распространяется только по официальному запросу. В данном случае диспетчер поступал по закону. Он мог также не осознавать полноты тяжести ситуации. Ведь человек мог доехать и не позвонить — таких случаев масса, — говорит автоюрист.Сейчас родственники скончавшегося после поездки Льва Гридюшко намерены обратиться в суд, чтобы установить истинные причины случившегося. Представители компании-перевозчика также заверили, что проведут собственное расследование ситуации.

В свою очередь, председатель некоммерческого партнёрства таксомоторных предприятий Юрий Вейков в интервью Лайфу выразил уверенность, что этот трагический случай лишь ещё сильнее обострил серьёзную проблему, которая давно беспокоит транспортников.

— Сейчас в городе обсуждается закон о такси. На данный момент мы имеем один из простых вариантов: в городе требуется телефон жалоб, предложений по работе такси, это телефон, который должен быть сделан органами исполнительной власти. Туда может любой позвонить и узнать о каких-то проблемах, каких-то нестандартных ситуациях, — пояснил эксперт, добавляя, что с компании-перевозчика ни в коем случае не должна сниматься ответственность за такие "спорные моменты".

— Есть очень много моментов, когда компания должна исходить из имеющейся ситуации. Это и вписывается в требования о представлении качественных услуг. Здесь очень много вопросов и по организации перевозки, и по последующим действиям. Я думаю, следственные органы разберутся, — пояснил Вейков.

Также эксперт добавляет, что решить проблему системно может помочь только изменение законодательства как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта. Впрочем, пока в аналогичных случаях закон бессилен, пассажирам, судя по всему, придётся полагаться на человечность каждого перевозчика в отдельности.  

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров