Приключения итальянца на iPhone. Обзор Super Mario Run
Главная мобильная игра наконец вышла на iOS. Лайф рассказывает, действительно ли это тот самый Марио и стоит ли в него играть.
Когда спустя много лет исследователи российской истории будут ретроспективно разбирать 2016-й год, помимо очевидных событий кто-нибудь наверняка отметит возвращение компании Nintendo на отечественную повестку дня. Японский издатель, в своё время (пусть и не без помощи пиратов) проведший усатого водопроводчика в каждую хрущёвку России, совершенно неожиданно не сходил с медиаэкранов последние 6–8 месяцев. Сперва в виде покровителя чудовищно гремевшей Pokemon GO, а сейчас — как автор Super Mario Run, первой официальной игры про Марио на мобильных.
Предрелизный шум вокруг итальянца был такой, что покемонам только завидовать: игру анонсировали на презентации Apple, она несколько дней висела на главной App Store, можно было подписаться на сообщения о релизе, а в начале декабря на шоу Джимми Фелона пришёл сам Сигеру Миямото (собственно, создатель Марио), и сыграл с группой The Roots главную тему из игры. Такое сплетение имён и событий сопровождает выход далеко не каждой части Call of Duty или GTA; для мобильного проекта это просто беспрецедентный уровень. Наверное, именно поэтому Mario Run сейчас закидывают однозвёздочными отзывами и текстами в духе "почему в это можно не играть". Но не всё так плохо — хотя давления игра, очевидно, не выдерживает.
It’s-а me, Mario
Центральный момент, наверняка приведший многих любителей Nintendo к панической атаке — Марио теперь бежит сам. Более того, он сам перепрыгивает, например, через небольшие препятствия или через гумбу (тех самых грибов со злобными гримасами). Отсюда и первоначальная волна ненависти — превратили, мол, величайший платформер в однокнопочную "побегушку" для детей; зачем мы, если герой делает всё сам. Отчасти это действительно так — управлять игрой стократ проще, чем в том Mario, что украл ваше детство: достаточно лишь тапать по экрану, и итальянец прыгает. Если продержать палец на дисплее подольше, то Марио прыгнет ещё выше. Попались на гумбу или провалились в трубу — нет проблем, вас упакуют в мыльный пузырь и позволят вернуться плюс-минус куда угодно. Вот и вся, в общем-то, система.
Поначалу это жутко расстраивает — уровни улетают один за другим, вы непринуждённо пробегаете через целые миры, а битва с боссом — одно название. Чтобы быстренько отщёлкнуть основной режим, уйдёт примерно пара часов непринуждённого "потыкивания"; любители оставлять в платформерах последние нервные клетки, конечно, недовольны. Но на самом деле игра по-своему верна традициям — даже в самые хардкорные части Mario именно начать было очень легко: прыжки да грибы, чего тут сложного. Но если вы хотели доскрести до дна, то безобидный мир вдруг ощетинивался акульими зубами — попробуйте, найдите все монетки, ага. В Mario Run ситуация аналогичная — если вы просто хотите поскакать среди черепах, то в добрый путь, а если решили собрать красные монеты и сунулись в открывшийся после этого уровень — вам дадут прикурить.
Поэтому сложность шарнирная и зависит от ваших требований. Впрочем, раздражающие моменты всё равно есть, и это, в частности, управление. Тяжело свыкнуться, что Марио сам прыгает, да ещё и периодически вклинивается в вашу работу: хотели на высоком прыжке перескочить через трубу с зубастым цветком, чтобы зацепить верхние монетки, но итальянец распорядился по-своему и просто перевалился через ограждение — ощущение, будто ведёшь машину будущего, которая каждую секунду пытается включить автопилот.
Это особенно раздражает после вступительных уровней — там начинается по-нинтендовски затейливая мозаика из ям, рвов, россыпей золота, армии грибов-врагов, каких-то цветастых бонусов и даже акробатических элементов в духе "прыгаем от стены к стене". Если бы прикрутили к этой красоте нормальное управление, не отбирающее у вас рычаги влияния, то Mario Run сейчас бы включали в списки лучших игр года. Потому что каждый уровень в этом раннере — отдельный шедевр с кучей многослойных дорожек, бесконечных сюрпризов, тайн и чего только не. Nintendo в её лучшем проявлении.
Принцесса в другом замке
Помимо основного режима в игре есть ещё два — ралли с тоадами (это смешные ребята с круглыми шапками) и даже некоторое подобие градостроительной стратегии. В первом вы бьётесь за уважение: нужно собрать больше монет, чем снующий рядом соперник-тоад. Если победите, к вам в Волшебное королевство прибежит стайка круглошапочников. Пополнение как раз пригодится на стратегической карте: вам разрешат построить какую-нибудь ерунду, которая потом будет давать монеты, билеты на то самое ралли, да и просто радовать глаз.
Вообще, в чём игру точно не обвинишь — это в картинке. Mario по традиции выглядит так, будто её концепт рисовал впечатлительный третьеклассник, но это (уже, заметим, больше четверти века) отлично работает — всё яркое, красивое и цветастое, но уютное. Игры Nintendo принято называть детскими, но это больше сила стереотипа — детские они только в том смысле, что окутывают какой-то домашней атмосферой: нет насилия, агрессии, убийств и крови. Только любовь, радость и веселье, и даже главный злодей — лишь взъерошенная черепаха.
Те тонны ненависти, вылившиеся на Mario Run, конечно, почти все не по делу: игру просто обложили, что она не оправдала ожиданий, а ещё за действительно высокий ценник — первые несколько уровней бесплатны, потом 749 рублей. По первому пункту когда-то идеально высказался капитан сборной России по футболу, а по второму — попробовать же никто не запрещает, верно? Просто нужно чётко понимать: как 25 лет назад уже не будет, специфика мобильных игр не подразумевает заоблачной сложности, а что Марио меняется — только плюс для всех нас.
Достоинства:
- симпатичный внешний вид;
- несколько новых режимов;
- классные уровни;
- это Марио.
Недостатки:
- автоматическое управление вносит путаницу;
- ничего выдающегося;
- полная версия стоит 749 рублей.