"Налог на Google": так ли страшен чёрт, как его малюют?
С первого января 2017 года в России вступает в силу закон, обязывающий иностранные компании уплачивать налог с продажи электронных товаров и услуг. Лайф разобрался, насколько сильно новая инициатива ударит по кошелькам простых игроков.
Фото: © EAST NEWS
Ещё с момента принятия депутатами инициативы 15 июня этого года пользователи завыли: не успели они оправиться от резкого скачка курса рубля, как им предлагалось вновь смириться с перспективой роста цен на любимые развлечения. Масла в огонь подливала профильная игровая пресса: то и дело одно крупное издание за другим публиковало колонки анонимных экспертов, мнения игроков и другого рода диванную аналитику. Интернет пестрил слухами, а форумы и социальные сети разрывались гневными воплями.
К декабрю страсти поутихли, а на свет начали всплывать первые подробности.
Игры для консолей и Steam
Ожидаемые заявления прозвучали в итоге из уст лишь одного платформодержателя из трёх, а 13 декабря многие поклонники Марио запомнили надолго. Без объявления войны и более чем за полмесяца до назначенного срока российское представительство Nintendo сделало официальное заявление о новых расценках. Спустя два дня план был воплощён в жизнь: прейскурант в цифровом магазине японцев вырос на 20%. Как заявили представители издательства, в новом ценообразовании был учтён не только НДС, но и другие экономические изменения, произошедшие в нашей стране за минувшие два года.
В PlayStation тем временем встали на сторону игроков. Отчего-то не сильно афишировав информацию до этого, сотрудники пресс-службы представительства сообщили Лайфу:
Впрочем, неизвестными пока остаются планы главного оплота игр для персональных компьютеров — Steam. Компания, и без того славящаяся не особой разговорчивостью, сохраняла и продолжает сохранять железобетонное молчание относительно цен в России с 1 января.
Условно-бесплатные игры
А вот кто точно не сильно пострадает — так это эльфы, гномы, танкисты и другие пользователи проектов жанра free-2-play.
Во-первых, российские издательства вроде Mail.ru и "Иннова" и раньше облагались НДС. Связано это было с брешью в законодательстве, а именно в статье 149 налогового кодекса Российской Федерации, как раз и предусматривавшей налоговые поблажки для отечественных разработчиков. Дело в том, что согласно её тексту освобождению от налогообложения подлежали только организации, продающие ПО и подписывающие при этом с покупателем лицензионное соглашение.
К слову, Mail.ru попыталась восстановить справедливость в 2015 году, однако решение Федеральной налоговой службы оказалось не в пользу интернет-гиганта:
Во-вторых, ряд издательств из ближнего и дальнего зарубежья уже объявили о том, что планируют сохранить прежние цены на внутриигровые валюту и товары. В частности, так поступили разработчики популярной онлайн-игры World of Tanks, сообщившие на прошедшем в минувшую субботу фестивале WG Fest о намерении взять все дополнительные расходы на себя.
Аналогичным образом, вполне вероятно, поступят и другие крупные игроки, желающие сохранить долю рынка, уступающего по своим объёмам лишь американскому и азиатскому. В этом уверен в том числе советник президента России Герман Клименко, взвешенно оценивший перспективы в летнем разговоре с Лайфом:
"Наверное, в какой-то классической модели экономики такой налог имел бы значение. Но, учитывая то, что сейчас идёт жесточайшая конкуренция за каждый рубль, я не уверен, что можно просто так взять и поднять ценник на 18%. Поднятие цен будет означать проигрыш в продажах, а это никому не нужно".