Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
22 декабря 2016, 07:00

На рынок ОСАГО пришла стагнация

Фото: © РИА Новости/Максим Богодвид

Фото: © РИА Новости/Максим Богодвид

Эксперты считают, что если сборы по ОСАГО в следующем году не будут расти, то автомобилистов ждёт очередное повышение тарифов.

Страховщики ОСАГО предсказывают стагнацию рынка "автогражданки". По прогнозам Института страхования Всероссийского союза страховщиков (ВСС), динамика сборов на рынке ОСАГО в 2017 году будет нулевой. Кроме того, в 3 квартале 2016 года сегмент "автогражданки" впервые за долгое время показал отрицательную динамику сборов, которая снизилась на 2,4% (1,4 млрд руб.) по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Лайф разобрался, что ждёт страховщиков ОСАГО и автовладельцев в следующем году.

Сами страховщики уверены, что к стагнации рынка ОСАГО в будущем году приведёт, в частности, кризис в экономике, из-за которого замедлился рост российского автопарка. Снижение темпов роста автопарка подтверждают данные аналитического агентства "Автостат", согласно которым увеличение количества машин в России в 2015 году составило всего 0,3%: на начало 2016 года автопарк страны составлял 50,9 млн автомобилей.

Хотя в целом, по статистике Центробанка, с января по сентябрь 2016 года сумма страховых премий по ОСАГО выросла на 12% и составила 173 млрд руб. Страховщики связывают это с отложенным эффектом от роста тарифов в 2015 году, и, по их уверениям, эта инерция уже исчерпана.

Фото: © L!FE/Владимир Суворов

— Рост рынка ОСАГО в последнее время был обусловлен повышением тарифов. Этот эффект растянулся вплоть до II квартала 2016 года. В III квартале он исчерпан, поэтому за этот период ОСАГО впервые по объёмам и упало. Главным негативным фактором, влияющим на объём сборов по ОСАГО, является то, что автопарк практически перестал расти. Этот же фактор окажет основное влияние и в следующем году. ВСС полагает, что этот сегмент страхового рынка будет стагнировать, то есть покажет нулевую динамику, — сообщили Лайфу в пресс-службе ВСС.

Эксперты связывают падение доходов страховщиков с непомерно завышенными тарифами и ухудшающимся качеством самой услуги.

— Стагнация рынка ОСАГО — это последствия повышения тарифов. Автовладельцы массово отказываются от страховок. По моим подсчётам, это около 7 млн человек. Продажи ОСАГО падают, но автомобили люди по-прежнему покупают, их общее количество увеличивается. Поэтому статистика говорит о том, что всё больше водителей ездят без страховки, — рассказывает президент общества защиты прав потребителей страховых услуг "Главстрахконтроль" Николай Тюрников.

Фото: © РИА Новости/Алексей Мальгавко

Согласно статистике Ассоциации европейского бизнеса, в период с января по ноябрь 2016 года в России было продано 1,28 млн новых автомобилей, что на 12% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

По мнению Тюрникова, в этом случае люди "голосуют рублём". Прогноз на следующий год эксперт даёт неутешительный: если реформа ОСАГО в плане замены денежного возмещения ремонтом в аффилированных сервисах страховщиков всё-таки будет проведена, продажи полисов упадут ещё больше. Люди потеряют возможность получить деньги, вместо этого им будут давать направления в сомнительный сервис, который выбрал страховщик. В этот момент очень многие автолюбители задумаются о том, нужна ли им страховка с такими условиями и по высокой цене. Это приведёт к новому массовому оттоку клиентов, миллионы автомобилистов уйдут от ОСАГО в зону левых полисов, уверен эксперт.

Фото: © РИА Новости/Максим Богодвид

Всё это — первые признаки того, что рынок ОСАГО, переживая глубокий кризис, в России может исчезнуть, убеждён президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

— Страховщики добиваются своих целей, медленно убивая при этом рынок ОСАГО. Падение сборов — это логичный итог повышения тарифов, навязывания услуг, искусственного дефицита полисов и других мер, с помощью которых страховые компании зарабатывали сверхприбыли. Единственный способ спасти рынок "автогражданки" — передать его в руки государственных компаний и ввести жёсткое регулирование, — говорит Травин.

Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин считает, что дела у страховщиков на самом деле идут намного лучше, чем это представляется из отчётов ВСС.

— Страховщики лишь теряют часть сборов, но при этом и речи не стоит о том, что они на грани разорения. Прибыль-то у них запредельная на самом деле. По закону страховые компании должны 80% от премий тратить на выплаты, а на деле на это уходит в лучшем случае 60% в среднем по России, в отдельных регионах ситуация ещё хуже. У страховщиков дела обстоят намного лучше, чем они об этом говорят, — уверен Похмелкин.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров