Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
26 декабря 2016, 12:30

Престижность вуза — моветон. Как выбрать правильно и не прогадать

Фото: © РИА Новости/Виталий Аньков

Фото: © РИА Новости/Виталий Аньков

Меня часто просят порекомендовать вуз. Чем ближе февраль, тем чаще. Уже в декабре хочется отключить телефон, почту мессенджеры, потому что просто невозможно. Самый распространённый вопрос такой: "Посоветуй, куда моему ребёнку пойти учиться в Москве?". Это, как правило, весь запрос. Ну, а что? Кратко и чётко.

Хоть город назвали, и на том спасибо. Так как конец зимы уже близок, позволю себе несколько мыслей, даже советов. Пусть их будет семь. Итак.

Совет № 1. Думать о будущей профессии ребенка заранее

Обычно первый вопрос, который я задаю звонящему с тем запросом (см. выше), — это вопрос про выбранную профессию. И, угадайте, какой обычно я получаю ответ? В 75% случаев это вариации на тему "технарём хочет быть" или "что-то экономическое". Редко-редко, когда звучит что-то уверенное, вроде "инженер-схемотехник" или "юрист-международник". Конечно, мне не звонят медики (у них, как правило, династическая схема) или актёры. Мало журналистов и педагогов. Но сам по себе факт, что сотни (я не утрирую) родителей спохватились с этим вопросом накануне поступления ребёнка, наводит на унылые мысли. И совсем грустно от того, что не звонят, не пишут и как-нибудь ещё не обращаются сами подростки. Это совсем беда.

Что такое "думать заранее"? И что такое "думать"? Это просто: примерно с 10–12 лет надо начинать показывать и рассказывать о профессиональной деятельности. Говорить, ходить вместе на выступления, смотреть кино и документальные фильмы. Что угодно. И чётко понимать, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Выбор профессии — это прямая ответственность родителя и ребёнка. Никто не обязан и не будет за них ничего решать. Я бы назвал этот этап "информирование". Мир вокруг огромен и разнообразен, и этот этап может длиться долго. То затихая, то снова активируясь интересом ребёнка. Но лучше, если где-то к 15 годам будет понятно, какие направления деятельности цепляют. Три–четыре варианта. Тогда можно переходить к совету № 2. 

Совет № 2. Выбирать профессию через делание и/или творчество

 Понять, что на самом деле нравится или нет, можно только через делание. Как говорится, "попробовали — убедились". Вот, скажем, на слуху профессия программиста. Предположим, что вам удалось не просто заинтересовать ею ребёнка. Но и направить его в более узкую сферу: он хочет стать разработчиком игр. Как понять, что эта работа — страсть всей или большой части его жизни? Только через создание компьютерных игр как таковых. Конечно, они будут непрофессиональные, ведь серьёзные игры создаются в больших командах, и это очень технологически сложный процесс. Но сам по себе факт создания чего-то захватывающего, чего-то нового, чего-то уникального будет означать силу интереса ребёнка. Горят глаза — ага! Значит, попали. Значит, это то, что надо.

Только здесь важно не упустить момент. Это как рыбалка: надо вовремя подсечь, иначе зря ждали поклёвку. Важно на этом этапе погрузить ребёнка в среду, в сообщество. Роль сообщества неоценима. С одной стороны, оно стимулирует развиваться через соревновательность, конкуренцию. С другой — обеспечивает поддержку, общение, признание. Без погружения в сообщество предыдущие шаги могут оказаться бессмысленными, пустыми. Хорошо, что развитие Интернета делает это достаточно простым действием. Многочисленные группы в социальных сетях, тематические сайты и форумы неплохо формируют и поддерживают сообщества. Надо просто не мешать ребёнку встроиться в них. И не ревновать, конечно. Ведь дело важное — выбор профессии.    

Совет № 3. Выбирать профессию смысла нет

Сюрприз! Понимаю, что неожиданно. Но из песни слов не выкинешь. Тут есть следующее соображение: профессии уходят с рынка и возникают новые. Это происходит всё быстрее и быстрее, всё чаще и чаще мы читаем о том, что искусственный интеллект заместил ту или иную группу специалистов. Может быть, этот текст уже тоже написал компьютер? Шутка, они пока не настолько умные. Но всё же. Какая вероятность того, что профессия, которую заявляет вуз (программа обучения, которая была разработана 5–10 лет назад), через шесть лет потеряет актуальность? Что если ваш ребёнок будет вынужден переучиваться, ещё учась в вузе? Вот мне кажется, что это вполне возможно.

Что же тогда делать? Ребёнок же хочет стать программистом, более того, разработчиком игр. Посмотрите на профессию с другой стороны. Что нужно, чтобы быть хорошим разработчиком игр? Ну, помимо знания языков программирования. Уметь учиться, конечно, ведь информационные технологии пока ещё быстро меняющаяся отрасль. Уметь общаться в команде, разумеется, ведь разработка программных продуктов — коллективная история. Понимать предметную область, иметь широкий кругозор, знать наиболее популярные технологические решение и среды разработки и так далее. Заметьте, этот взгляд и набор необходимых знаний и умений часто отличается от аналогичных, указанных в вузовских программах. Что это значит? Только то, что не стоит доверять названию профессии. Надо смотреть внутри, изучать программу, анализировать её на предмет соответствия современным и будущим требованиям к профессии. Понимаю, что это сложно. Но совершенно необходимо. 

Совет № 4. Выбирайте вуз методом 360

Вот мы и дошли до выбора ВУЗа. Составить список вузов достаточно несложно, можно взять любой рейтинг. Или, что ещё лучше, сделать short list на пересечении нескольких рейтингов. Пусть это будет 3–5 вузов с интересующими вас направлениями подготовки. Те, где вы изучили программу обучения и признали её годной. Вот после этого начинается настоящая работа. Это дело серьёзное, тут верить на слово нельзя. Изучите все возможные источники, не стесняйтесь задавать вопросы. Собирайте отзывы любым способом.

Найдите через социальные сети студентов, преподавателей, представителей администрации. Задавайте вопросы на форумах, найдите специальные сайты с отзывами. Кстати, обратите внимание, что отзывы могут быть липовые. Их легко вычислить по типовым формулировкам, и по смешным и нелепым текстам в разделах "Отрицательная сторона" или "Недостатки". Обычно в липовых отзывах в таких разделах пишут что-то вроде "Дороговатая столовая" или "Заставляют учиться". Будьте осторожны и помните, что ничто не заменит личного общения.

Совет №5. Выбирать вуз лучше ногами

Есть такое прекрасное словосочетание — "день открытых дверей", он же ДОД. Надо понимать, что это мероприятие продажное, поэтому многое, что вы там услышите, лучше делить на два, а то и на десять. Но само по себе мероприятие может сказать о многом. Учёба — это же химия, в ней важно всё. Стены, люди, история. Посмотрите, пользуясь случаем, как обустроены аудитории. Особое внимание на лаборатории и вообще всё, что связано с практической деятельностью. Важно, чтобы и в рассказах преподавателей звучали нотки практикоориентированности. Пощупайте все, что сможете. Задавайте вопросы а-ля "зачем?" и "какие результаты?". Помните, что это место, где ваш ребёнок проведёт большую и, может быть, самую важную часть жизни. 

Совет № 6. Выбирайте людей, а не стены

Я искренне считаю, что основная задача преподавателя — заинтересовать студента. Дать ему всё не получится. Да это и не нужно, он сам возьмёт при необходимости. А вот заразить его тягой создавать новое в рамках выбранной профессии или направления — это первостепенная и важнейшая цель. И в этом смысле важно, чтобы в вузе были, извините, буйные. По Губерману. Те, кому не всё равно. Те, кто не для галочки. Такие люди и могут заразить. И не погасить интерес, который мы с вами формировали раньше. Эти люди — основной ресурс вуза, они заметны, их не сложно опознать. Как правило, они формируют вокруг себя команды аспирантов. И, как правило, они очень про практикоориентированную деятельность в сотрудничестве в работодателями.

Совет № 7. Присмотритесь к работодателям, которые пасутся в вузе

В конце концов, ваш ребёнок пойдет работать. Если вы сделали много предварительных шагов и вложили существенные силы и средства — то, возможно, он пойдёт работать в хорошее место. Это тоже риск, это тоже игра в орлянку. Согласитесь, будет обидно, если вы так долго пестовали ваш талант, вашего гения, а он попал в агрессивную, токсичную среду, напрочь отбившую у него желание развиваться, как тот самый разработчик игр. Хорошим способом снизить влияние этого риска являются стажировки и работа над реальными проектами работодателя в стенах вуза. Там можно и про корпоративную культуру понять, и про перспективы роста. Важно, чтобы работодатели, которые сотрудничают с вузом, делали это "в долгую". Чтобы эти проекты сотрудничества имели стратегическую цель. Чтобы это были серьёзные отношения, а не просто гастроли известного бренда в поисках рабочей силы. Поговорите об этом тоже. Вам всё расскажут.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров