Эксплуатацию ТУ-154 хотели запретить ещё в 2011 году
Фото: © РИА Новости/Михаил Кутузов
Эксплуатация самолётов ТУ-154 могла быть запрещена ещё пять лет назад, после того как 5 января 2011 года самолёт Ту-154 авиакомпании "Когалымавиа", выполнявший рейс Сургут — Москва, загорелся 1 января 2011 года после запуска двигателей. Тогда погибло три человека, а 43 человека было госпитализировано. Самолёт сгорел в течение 10 минут.
После катастрофы Дмитрий Медведев, который на тот момент был президентом России, предложил подумать о полном запрете на полёты ТУ-154.
"Естественно, нужно разобраться в причинах, потому что эти самолёты не новые, и если будет выявлено, что это какой-то общий дефект, то нужно подумать о дальнейшем использовании этого типа самолётов, либо провести необходимую капитальную реконструкцию систем электроснабжения", — сказал Медведев.
Согласно заключению экспертов, причиной пожара стала электродуга, возникшая из-за неисправности электросистемы самолёта и ряда недостатков в её устройстве. Комиссией были составлены рекомендации по устранению этих недостатков, однако в итоге запрета на эксплуатацию самолёта не последовало.
Впрочем, крупные авиакомпании сами отказались эксплуатировать самолёт задолго до трагедии: из-за нарушения норм допустимого уровня шума полёты самолёта были запрещены в большинство европейских стран.
За долгую историю существования Ту-154 (свой первый полёт он совершил ещё в 1968 году) произошло более 30 аварий, унёсших жизнь людей. Как правило, причинами трагедий назывались ошибки пилотов, плохое техническое обслуживание или халатность.
Крупнейшая авиационная катастрофа с участием Ту-154 произошла в 1985 году. Рейс SU-5143, следовавший по маршруту Карши — Уфа — Ленинград, разбился в 70 километрах от города Учкудук. Все 200 человек, находившиеся на борту, — 191 пассажир и 9 членов экипажа, погибли. Эксперты отмечали, что целый ряд нарушений по массе, эксплуатации и другие факторы привели к тому, что огромный лайнер свалился в штопор на высоте 11 600 метров и рухнул на землю.
Похожая катастрофа произошла в небе над Донецком в 2006 году. Как и в случае с падением Ту-154 возле Учкудука, борт авиакомпании "Пулково", следовавший по маршруту Анапа — Санкт-Петербург, разбился в следствие сваливания с последующим переходом в плоский штопор. Говоря простым языком, самолёт врезался в землю почти вертикально.