Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
27 декабря 2016, 04:00

Топливо, закрылки или птица в двигателе. Что привело к гибели Ту-154?

Помимо технического фактора следователи отрабатывают версии об отказе двигателя из-за попадания постороннего предмета и некачественном топливе, которые могли привести к гибели самолёта.

Коллаж © L!FE  Фото: © Shutterstock.com, flickr / Christmas Junkie

Коллаж © L!FE  Фото: © Shutterstock.com, flickr / Christmas Junkie

Второй день в акватории Чёрного моря около Сочи идёт операция по поиску и подъёму фрагментов разбившегося Ту-154 Минобороны и тел погибших в нём людей. Катастрофа произошла 25 декабря в 5:40 утра по московскому времени в 1,7 километра от побережья Сочи. Борт российского Минобороны летел в сирийский Хмеймим из Чкаловского аэродрома, в аэропорту Сочи же он дозаправлялся. Через две минуты после отрыва от полосы, не успев набрать высоту, самолёт пропал с экранов радаров. Никаких сигналов тревоги экипаж не подавал. Группа водолазов МЧС обнаружила обломки лайнера на глубине 27 метров.  

К обеду понедельника спасатели уже собрали в море 12 тел, которые отправлены в Москву для экспертизы и опознания родственниками. К вечеру было найдено ещё 70 фрагментов тел со злополучного рейса. Что касается возможных причин катастрофы, то в приоритете до сих пор остаётся техническая версия. Версия теракта была сразу же опровергнута следователями и представителями ФСБ. Также эксперты не сбрасывают со счетов версии крушения самолёта Минобороны из-за перегруза и технических неполадок.

25 декабря до самой ночи в административном здании авиазавода "Авиакор" в Самаре было многолюдно. На парковке у цехов стояли тёмно-синие фургоны Volkswagen и Ford Transit с красной полосой на боку и надписью "Следственный комитет Российской федерации". Мужчины в алясках таскали из здания в минивэны картонные коробки.   

В них собраны все документы по капитальному ремонту и обслуживанию печально известного Ту-154, который разбился. Именно "Авиакор" ремонтировал "Туполев", упавший в воскресенье в Чёрное море. Кстати, и родился этот самолёт на том же заводе 33 года назад.

— Вчера на завод прибыла группа следователей для изъятия документации, связанной с капитальным ремонтом и техническим обслуживанием самолёта Ту-154 с бортовым номером № 85572. Обыски проходили до позднего вечера, с привлечением специалистов, ответственных за обслуживание данного самолёта, — сообщил Лайфу источник в комиссии по расследованию причин крушения.

Следователи беседуют с инженерами и сотрудниками предприятия, спрашивают их мнение о возможных версиях крушения. Изучив исходные данные о кратком полёте, эксперты завода считают, что самолёт могло развернуть на 180 градусов восходящим потоком, а тяга в двигателях при этом оказалась критически низкой.

По первичным данным межведомственной комиссии, которая занимается расследованием, самолёт успел подняться на 600 метров, где температура была уже минусовой. Тогда как вода в Чёрном море оставалась куда теплее — около 8 градусов со знаком плюс. В результате возник сильный восходящий поток воздуха.

— Самолёт бы влёгкую преодолел его со включёнными двигателями, но в момент ЧП двигатели, скорее всего, потеряли тягу, и поток развернул лайнер обратно в сторону аэропорта. А вот причины, по которым двигатели остались без тяги, ещё предстоит выяснить, — рассказал Лайфу источник в правоохранительных органах.

По данным Лайфа, по итогам беседы нескольких инженеров завода пригласили в СКР для участия в комиссии по разбору причин катастрофы под Сочи.

О том, что зимой 2014 года упавший лайнер ремонтировали на самарском заводе "Авиакор", Лайфу сообщил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. По словам министра, самолету оставался ещё один плановый капитальный ремонт. Он бы полетал ещё какое-то время, после чего ресурс в 40 лет оказался исчерпан, и "тушке" предстояло окончательное списание.  

Позднее это же подтвердили на самом заводе "Авиакор", точнее, в его головном предприятии. Заводом владеет один из крупнейших частных ремонтных холдингов "Русские машины".  

— Самолёт Ту-154 № 85572 был выпущен 29 марта 1983 года на Куйбышевском авиазаводе (сейчас "Авиакор"), — рассказали в корпорации. — Последний, третий по счёту, капремонт борт проходил на "Авиакоре" по контракту с ПАО "ОАК" в декабре 2014 года.

По словам министра транспорта РФ Максима Соколова, который возглавляет межведомственную комиссию по расследованию катастрофы, основными причинами падения Ту-154 могут быть техническое состояние самолёта или ошибка пилота. 

— Исходим из того, что причиной катастрофы Ту-154 могла быть техническая неисправность или ошибка пилотирования. Версия теракта в основные не входит, — заявил министр транспорта.

Соколов добавил, что не видит необходимости усиливать меры безопасности в аэропортах в связи со случившимся.

Следователи и эксперты на сегодняшний день очертили несколько приоритетных версий крушения Ту-154. Так, Федеральная служба безопасности (ФСБ) рассматривает четыре основные версии крушения.

— Среди рабочих версий остаются: попадание в двигатель посторонних предметов (к примеру, птицы); некачественное топливо, повлёкшее потерю мощности и отказ работы двигателей; ошибка пилотирования; техническая неисправность самолёта, — сообщил Центр общественных связей ФСБ.

Следователи ГВСУ, которые ведут расследование катастрофы, также склоняются к техническому фактору.

— Вероятно, причиной катастрофы ТУ-154 при наборе высоты мог стать отказ гидросистемы самолёта, что привело к полной утрате способности экипажа управлять машиной. Причиной отказа гидросистемы самолёта могло стать короткое замыкание в одном из двигателей лайнера, — рассказал Лайфу источник в ГВСУ.

Источник Лайфа в Межгосударственном авиационном комитете (МАК) предположил, что Ту-154 могла погубить и так называемая болезнь стартеров. По его словам, после запуска двигателя возникли неисправности воздушного стартера в одном из трёх двигателей самолёта. Именно по этой причине 3 января 1994 года в при взлёте из аэропорта Иркутска разбился Ту-154, выполнявший рейс по маршруту Иркутск — Москва.

С версией инженеров завода "Авиакор" о том, что самолёт ушёл в штопор, согласен и авиационный эксперт Сергей Круглов. По его словам, во время набора высоты Ту-154 оказался на границе двух сред — воды и суши. Это могло привести к попаданию машины в восходящий поток, а при таком угле атаки самолёт просто свалился на правое или левое крыло и ушёл в штопор, рухнув в воду.

Один из пилотов Росавиации объясняет, как такое могло произойти. По его словам, причиной падения Ту-154 на этой временной отметке полёта может служить только рассинхронизация уборки закрылков.

— На второй минуте полёта убираются закрылки — части крыла, управляющие поворотами. На этом этапе может подвести автоматика, тогда один из закрылков останется поднятым. Это нарушает аэродинамику так, что самолёт начинает закручивать в сторону крыла с неубранным закрылком. Остановить эту ситуацию можно было при наличии запаса высоты, но на момент трагедии у пилотов Ту-154 его ещё не было, — рассказал Лайфу пилот.  

Ещё одной причиной падения Ту-154 могло быть некачественное топливо, — эту версию следственная группа также не сбрасывает со счетов.

— При взлёте из аэропорта Сочи самолёт Ту-154, скорее всего, не смог набрать заданные режимы оборотов двигателей, в результате чего и упал с небольшой высоты в Чёрное море. В качестве приоритетной версии причин сбоя в работе двигателей рассматривается заправка воздушного судна некачественным топливом, — говорит источник Лайфа в следственной бригаде.

По словам источника Лайфа, сейчас эксперты взяли пробы топлива, которым был заправлен Ту-154 в аэропорту Сочи, перед вылетом.

— Нельзя исключать, что на взлёте из-за проблем с топливом могли остановиться сразу три двигателя лайнера. В топливо могла просто попасть вода, которая при отрицательных температурах замёрзла, и льдообразования перекрыли проход топлива через фильтры, — заявил собеседник Лайфа.

Один из специалистов завода "Авиакор" не исключил, что в двигатель самолёта могла попасть птица.

— Рядом находится база по исследованию птиц, возможно, одна из птиц попала в двигатель — это тоже одна из причин, — отметил он.

Наконец, эксперты не исключают, что самолёт мог упасть в Чёрное море вскоре после взлёта из-за банального перегруза.

— Военный борт летел в Сирию к новогодним праздникам. Не исключено, что он был перегружен — как подарками, так и каким-то дополнительным грузом для нужд местных подразделений Минобороны. Ни для кого давно не секрет, что самолёты Миноброны часто ходят с пиковым перегрузом. Хочу напомнить, что министр обороны России Сергей Шойгу говорил, что Минобороны ежедневно отправляет в Сирию до двух тысяч тонн разных грузов, — рассказал Лайфу источник в Росавиации. 

Не исключена и версия ошибки экипажа Ту-154.

— При наборе высоты пилоты не смогли рассчитать правильный угол тангажа, — говорит эксперт Сергей Крутоусов. — При пилотировании при наборе высоты в штурвальном режиме основная трудность состоит именно в выдерживании скорости, что является стабильностью при пилотировании и удерживании лайнера по тангажу при скорости набора высоты 500–550 км в час.

Разбившийся Ту-154 находится на глубине 27 метров.

— На дне много мелких деталей и практически нет крупных, они разбросаны на полосе в 400 метров, — рассказал Лайфу источник в Росавиации. — Здесь же обнаружена центральная часть фюзеляжа Ту-154. 

По словам эксперта из Росавиации, это может говорить о том, что что Ту-154 не развалился в воздухе, а разрушился от удара об воду, когда сорвался в штопор. 

В понедельник днём спасатели нашли и достали из моря 12 тел погибших и более 140 фрагментов жертв авиакатастрофы. Это 6 мужчин и 6 женщин. 91 фрагмент находится в морге города Сочи, остальные 50 — в порту города Сочи. Останки уже доставлены специальным бортом в Москву для проведения судебно-медицинской и генетической экспертизы, а также опознания. 

К вечеру понедельника водолазы обнаружили на дне хвостовую часть лайнера с элементами двигателя. 

— В 17:55 в районе проведения поисковой операции поднята и доставлена на берег обнаруженная часть боковой обшивки фюзеляжа с иллюминаторами размером 3,5 на 4,5 метра. Также под водой обнаружен ещё ряд обломков, который обследуется водолазами. Один из них определён. Это хвостовая часть с элементами двигателя, — заявил официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков.

По его словам, к поискам присоединились два обитаемых глубоководных аппарата Русского географического общества и дополнительные силы беспилотной авиации. В район проведения операции прибыл морской самоходный кран "Черноморец-11" грузоподъёмностью до 100 тонн с грузовой платформой.

Поиски продолжаются безостановочно 24 часа. Ночью для этого используются мощные прожекторы.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров