Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
26 декабря 2016, 17:35

#НичегоСвятого. Кто, как и сколько зарабатывает на трагедии Ту-154

Малые предприниматели из социальных сетей вовсю стали вписываться в хештеги "Ту-154", "разбился самолёт", "катастрофа". Под видом скорби они откровенно рекламируют собственные товары. Маркетологи считают, что малый бизнес сейчас учится использовать два новых тренда: продвигать товар с помощью хештегов и использовать для рекламы информповоды. Кто и как делает пиар на крови — в материале Лайфа.

Фото: © East News © РИА Новости/Виталий Белоусов

Фото: © East News © РИА Новости/Виталий Белоусов

"Кровь городов в сердце дождя, песни звёзд у земли на устах, радость и грусть, смех и печаль, — всё в наших руках", — это начало стихотворения, которое 26 декабря появилось на странице цветочного магазина в "Инстаграме". Заканчивалось оно словами "Светлая память всем погибшим". Всё бы ничего, если бы ниже не шли хештеги #Ту154#ДокторЛиза #светлаяпамять, а само стихотворение не было бы комментарием к фотографии с роскошным букетом роз. 9 роз — то есть нечётного числа цветов, которые дарят живым, а не несут на могилу покойным.

Таким нехитрым способом цветочный магазин из Краснодара оказался в списке аккаунтов, посвящённых крушению самолёта Ту-154, который упал в Чёрное море минувшим воскресеньем. Соответственно, люди, заходя на страницу посвящённую скорби, оказываются на сайте цветочного магазина. И, по расчётам владельцев интернет-бизнеса, вполне могут заинтересоваться их ассортиментом.

Цветы на память

Цены на букеты, кстати, достаточно высокие. Букет на фотографии под хештегом "Ту154", например, стоит 3,5 тыс. рублей.

— Это без корзинки, — милым голосом уточнила продавец Маша. — Если хотите с корзинкой, то это будет на 1,8 тыс. рублей дороже. Вообще, это один из самых дорогих у нас букетов. Средняя цена — 2 тыс.

По оценкам флориста Софьи Либуркиной, с которой побеседовал Лайф, такой букет на оптовых базах стоит 2–2,5 тыс. рублей, но это в Москве. В Краснодаре из-за логистики цена может быть выше. Так что в целом магазин выставляет букет по среднерыночной цене. Тем не менее, тот факт, что под фотографией с хештегом на тему дня выставлен один из самых дорогих букетов, говорит о многом. Магазин показывает товар лицом.

Особенно неоднозначно такая реклама выглядит на фоне последнего скандала именно вокруг цветов. Ещё в воскресенье, прямо в день трагедии в соцсетях мошенники начали в открытую продавать цветы, которые люди несли к зданию репетиционной базы ансамбля имени Александрова. За репост с кодовым словом даже предложили скидку — 5%.

— По причине того, что цветов там уже слишком много, мы берём их именно оттуда, чтобы они не вяли и не пачкались зря, — не стеснялись писать продавцы. — Поэтому, если вы хотите приобрести абсолютно свежие цветы со скидкой 40% для вас и ваших близких, не теряйте такую редкую возможность.

Неверный ход

Больше всего в "Инстаграме" бросается на глаза фотография с кулоном самолёта. На тёмном шнурке и рядом с чёрной ленточкой. Но это не просто открытка в знак скорби, а реальный товар магазина бижутерии.

— Стоит 400 рублей, если оформлять доставку почтой, то ещё 200 рублей, — рассказывает продавец Илона из Ставрополя.

Другой магазин бижутерии пошёл ещё дальше. Под фотографией со скорбным стихотворением поставил логотип ювелирной марки. Причем текст на фотографии к хештегу тоже неоднозначный: "Для любящих, как для птиц, необходимо не только гнёздышко, но и небо".

Впрочем, маркетологи считают, что руководители малого сетевого бизнеса просто не ведают, что творят. Вполне вероятно, одни даже не понимают, что пытаются нажиться на трагедии. А другие — просто осваивают азы маркетинга и ищут новые пути продвижения своих товаров, пытаясь быть в тренде. Тем не менее результат такой рекламы может быть для них совершенно неожиданным.

— Сейчас сетевые компании осваивают два новых тренда в маркетинге, — рассказывает член Гильдии маркетологов, специалист по событийному маркетингу Денис Никитас. — Во-первых, яркий тренд этого года — массовое использование хештегов для продвижения товаров. Ещё год-два назад такого не было. Сейчас маркетологи считают ошибкой не использовать хештеги. Во-вторых, в рекламе стали использовать информационные поводы. Они создаются в основном через телевидение. Сейчас понятно, что в течение недели-двух после события число заходов на страницу через популярный хештег может вырасти в несколько раз. Этот приём хорошо работал, когда в Интернете ходили популярные хештеги из высказываний политиков. "Денег нет, но вы держитесь»" вообще ушло в народ.

Впрочем, Никитас подчёркивает: одно дело продвигать товар через юмор и совсем другое дело — хештеги, связанные с горем и потерями. Этичный аспект никто не отменяет. И если покупатель заходит на страницу и видит, что магазин делает рекламу через трагедию, то чувствует себя обманутым.

— В результате, у магазина может сформироваться негативный имидж, а такая реклама приведёт к росту не лояльных, а антилояльных покупателей, — продолжает Никитас. — Именно поэтому такие хештеги, как Ту-154, ставят на своих страницах только небольшие фирмы. Крупные компании обычно более дальновидны и понимают: популярность хештега живёт неделю-две, а негативный имидж остаётся на года. Такой пиар на крови может привести не к росту покупателей, а к падению. Вплоть до закрытия бизнеса.

Но об этом в сетевом бизнесе мало кто задумывается. Даже продавцы товаров с логотипом "Ту-154". Например, ни из одного интернет-магазина не исчезли трусы, майки, кепки и кружки с надписью. "Ту-154, а свою ни разу". В большинстве магазинов Лайфу эту ситуацию даже комментировать не стали. Только в одном директор озвучил позицию, которой, похоже, придерживаются и другие продавцы.

—Вообще я об этом как-то не задумывался, — удивился вопросу Лайфа директор интернет-магазина krutomaiki.ru Алексей Шардаков. — Коллекция эта вообще старая. Заказывают редко. Чуть ли не раз в год. Тем не менее не вижу причин, по которым надо убирать коллекцию с сайта. У нас же нет товара на складе. Делаем под заказ. Не думаю, что надпись на майке может хоть как-то ассоциироваться с крушением самолёта в Сочи.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar