Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
5 января 2017, 11:30

Сделать это. Как не только построить планы на год, но и реализовать их?

Личный опыт преподавателя Юлии Савушкиной, которая владеет пятью языками, включая китайский, а за 2016 год прочитала 80 книг, не считая профессиональной литературы.

Коллаж: © L!FE. Фото: © EAST NEWS

Коллаж: © L!FE. Фото: © EAST NEWS

Признаться, списки целей и планов, так называемые to do — листы, вошли в мою жизнь не сразу, а курсе так на третьем университета, когда я пыталась совместить учёбу, работу, тренировки по плаванию и занятия японским языком по вечерам. Мне, как и многим, казалось, что я ничего не успеваю и уже вряд ли когда успею. Пока я не пригляделась к своей соседке по комнате. Каждое утро она писала на маленьких бумажках план на текущий день, нумеруя задачи по приоритетности. Вечером же она вычёркивала из списка то, что удалось сделать, а то, что не удалось, переносила в новый список на утро. И так было каждый день. Девушка эта, к слову сказать, была одной из лучших на курсе, спортсменка, комсомолка, ну и так далее. Тогда-то списки целей и планов вошли в мою жизнь, но ушло немало времени и набитых шишек на то, чтобы начать выполнять всё то, что было в них написано.

2011 год, Тянь-Шань, граница Киргизии и Китая. Я, руководитель группы, стою посреди горных хребтов с огромным рюкзаком, с 6 людьми в команде и маршрутным листком. Его тоже можно назвать своего рода списком, где на каждый день расписано, сколько, когда и как лучше пройти маршрут. У нас 14 дней и 220 километров пути по горам, рекам и снежным перевалам. Отставание от плана часто приводит к плохим последствиям: заканчивается пропитание или газ в баллонах, или растаявший за утро снег не даёт подняться на вершину.

Поэтому план на день и строгое следование ему — это незыблемое правило в горном туризме, если вы руководитель группы. Я стараюсь изо всех сил не отставать от графика, но нас задерживает плохая погода, постоянные дожди, и пару раз я сбиваюсь с курса. Это ведёт к нескольким неправильным решениям, которые стоили команде одного экстремального спуска с вершины ночью и пары бессонных ночей. Когда маршрут уже закончился, мы с моим инструктором, заслуженным путешественником России, разбирали мой маршрут и ошибки.

Я всячески пыталась оправдать свои промахи, напоминая, что следовала плану неукоснительно. На что инструктор, строго посмотрев, сказал: "Юля, эти планы пишутся людьми, сидя в тёплом кабинете на мягком кресле. Ты же мёрзнешь на высоте по уши в снегу. Планы, какие бы они ни были, нужно всегда корректировать под реальные условия и приспосабливать под текущий момент".

Эту фразу я запомнила навсегда. Я по-прежнему планирую и пишу списки, но всегда корректирую их под изменения. И если какая-то цель уже не актуальна для меня, я её просто вычёркиваю из листка без зазрения совести. Я перестала писать список целей на наступающий год: 365 дней — это довольно долгое время, за которое многое может измениться, что-то станет просто неактуальным, что-то — уже невозможным.

Три или четыре месяца — тот срок, для меня лично, когда цели кажутся вполне достижимыми, а их воплощение не растягивается на целый год, а под конец не сливается из-за лени и потери мотивации. Конечно, есть цели, которые не воплотить за 3 месяца, — такие как покупка чего-то очень дорогого или изучение иностранного языка к примеру. С такими задачами я поступаю согласно английской пословице "Ешьте слона по частям". Большую цель лучше дробить на много маленьких и включать в список уже в уменьшенном виде. Нашей психике гораздо легче справиться с задачей, если цель сформулирована как "делать в день три упражнения по грамматике и смотреть одну телепередачу на английском", нежели "выучить английский в 2017 году".

Ещё один урок по осуществлению to do — листа тоже преподал мне спорт. В 2014 году я вознамерилась пробежать марафон. У меня уже был опыт забегов на 5, 10 и 21 км, но марафон — это нечто другое, его вряд ли отнесёшь к лёгкой и приятной пробежке. Начав готовиться месяца за 4 до старта, я вскоре поняла, что если забеги по 5–8 км, которые я делала на начальных этапах, не отнимали много времени, то прохождение дистанций в 15–20 километров уже занимало значительную часть дня.

Нужно было добраться до места тренировок, разогреться, пробежать, вернуться домой, душ, короткий отдых — и вперёд к трудовому дню. Чем ближе был день старта, тем раньше мне приходилось утром просыпаться. Я осознала, что из-за забегов начинаю не успевать делать текущие дела. Я прочитала гору книг по бегу в то время, пытаясь найти ответ, как успешные спортсмены совмещают тренировки и работу/семью.

Ответ был очень прост: они знают, сколько по времени займёт та или иная тренировка, планируют весь свой день ещё с вечера и чётко следуют плану. И да, им приходится от чего-то оказываться. Если бег займёт 2 часа, ведь их откуда-то нужно взять? Значит, от каких-то других вещей придётся отказаться либо сделать их гораздо быстрее.

Я помню, что в то время большинство моих действий было подчинено очень строгому расписанию, без отвлечения на ерунду. Никакого сидения в Интернете, просмотра телевизора или другой не очень полезной деятельности. Зная, сколько займёт то или иное действие, я научилась планировать свой день по часам. Это не сделало меня роботом, как многие могут подумать, но научило ценить время, которого у нас всегда не хватает.

После того как марафонская дистанция была преодолена, привычка рассчитывать действия по времени осталась со мной. К примеру, если я выполняю какой-то образовательный проект, я всегда записываю, во сколько я начала его делать и во сколько закончила. Так, на написание одной главы к проекту может уйти от 40 до 50 минут.

Я знаю, что если глав будет 10, то это около 400 минут чистого времени или около 7 часов. Включаем сюда перерывы по 10 минут каждые 40–45 минут, и цифра приблизится к 9 часам. Прежде чем согласиться на выполнение проекта, я чётко оцениваю, есть ли в моём расписании эти 9 часов и куда я смогу их вставить. Такой подход к работе меня, во-первых, дисциплинирует. Если я написала одну главу за 40 минут, то почему потом это должно затягиваться на 2 часа? Во-вторых, знание точного количества времени не позволяет мне давать невыполнимых обещаний и подводить заказчиков. Поэтому в моих списках, помимо самих целей на день, чаще всего стоит и время, которое я планирую потратить на выполнение планов.

Будучи преподавателем, я знаю, что успех в изучении чего-либо тесно связан с мотивацией и вознаграждением. Можно сколько угодно писать в планах "похудеть на 5 кг" или "получить права" и не делать ничего для их исполнения. Эти планы так и будут переноситься из списка к списку и так и останутся планами. Непонимание до конца, зачем нужна та или иная цель, ведёт к потере мотивации, и, как следствие, человек просто бросает начатое. Когда ко мне приходит новый студент изучать язык, мой первый вопрос к нему — "зачем?". И если человек не знает, зачем он готов тратить несколько следующих месяцев, а то и лет, на изучение, практику, тренировку и домашние задания, я могу сказать, что запал его исчезнет быстро. Моя собственная учёба научила меня ещё одному важному аспекту планирования — важности мотивации.

В 2015 году я сидела за столиком в Стамбульском кафе и с ужасом смотрела на список исследовательских работ, которые мне нужно написать в ближайшие 2 месяца. В голове мелькнула мысль, что я вряд ли успею посмотреть дворец Топкапы и увидеть гаремы Сулеймана Великолепного.

В то время я училась на курсе Delta для преподавателей от Кембриджского университета. Когда я только поступила на курс, мне ясно дали понять, что у меня не будет времени ни на что, кроме учёбы. И если онлайн-часть курса ещё в России я как-то смогла вынести, когда я приехала на очную часть в Стамбульский филиал, я поняла, что тьюторы не шутили. Количество работ, которые должны были быть написаны за 2 месяца, как и количество уроков, которые мы должны были дать за это время, просто зашкаливало. Только потом я узнала, что почти годовой курс впихнули в 8 недель.

После трёхдневного ступора я в который раз нашла спасение в планировании. Я разбила всего этого огромного "слона" на много маленьких частей и делала этот список дел ежедневно и неукоснительно. Никаких оправданий, никакой лени я даже не допускала. Деньги, потраченные на учёбу, были моими накоплениями за несколько лет, мне стоило огромных трудов вообще попасть в эту программу, приехать в другую страну, терпеть жару и отсутствие родных и близких. Я знала, что в случае провала у меня не будет шансов восстановиться — это слишком дорого как в моральном, так и в финансовом смысле.

Так ко мне пришёл новый опыт: записывая новую цель, я думаю о том, что будет, если я её не выполню. Я разочаруюсь в себе? Я подведу людей? Или я не потеряю, по сути, ничего? Представление ситуации с разных сторон даёт мне мотивацию к действию. Чем более кардинальны изменения после выполнения цели, тем больше мотивации у вас будет к её осуществлению. Так, я знала, что, не выполнив учебный план, я потеряю очень многое, но ещё больше будет разочарование в самой себе. Поэтому такого варианта, как "не сделать", просто не было в моей голове. Я думаю, что сжигание всех мостов в том случае помогло мне выполнить все задачи по учёбе очень хорошо, хотя дворец Топкапы я так и не увидела. Его посещение внесено уже в другой список.

Из всего моего удачного или неудачного опыта планирования я вывела лично для себя несколько принципов, которым стараюсь следовать:

  1. Количество целей на день обычно не превышает 7–8. Я где-то вычитала, что большее количество пунктов будет вас скорее демотивировать, нежели давать силы к действию. Приоритетные дела всегда стоят в начале списка;
  2. Если какой-то пункт в списке кочует от одного листочка к другому изо дня в день, это говорит скорее о том, что пункт этот особо-то мне и не нужен и смысла в его исполнении я не вижу. Либо действие это так неприятно мне, что, осознав это, я стараюсь сделать его с утра и как можно быстрее;
  3. Любая цель должна быть сформулирована как можно чётче. Не "прочитать 80 книг за год", а "на этой неделе дочитать Докинза и первый том Стивена Пинкера" и так далее. Чем яснее прописана цель, тем легче мозгу искать пути решения поставленной задачи;
  4. Проверять актуальность списка. Задачи могут терять свою значимость, поэтому всегда важно перечитывать время от времени ваш список и без зазрения совести что-то из него вычёркивать или переформулировать;
  5. Регулярность. Как в учёбе или спорте, регулярные действия протаптывают нейронную дорожку в нашем мозгу, а значит действие становится привычным и приятным. Так же и регулярное планирование становится неотъемлемой частью дня;
  6. Не устраивать нападки на самого себя, если что-то в исполнении плана пошло не так. Лучше потратить эту энергию на обдумывание, как изменить ситуацию к лучшему.

Таков был мой личный опыт исполнения to do — листа, но он, конечно же, не идеален. Я уверена, что с течением времени его принципы и критерии могут измениться.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров