Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион

Роман перевоспитания: как церковь перековывала геев в натуралов

В США существовала программа легальной стерилизации, которую активно практиковали в 1945–1949 годах. Большинство стерилизованных составляли мигранты и хулиганы, которых считали опасными для общества.

8 января 2017, 10:30
Фото: © DESRUS BENEDICTE/SIPA/EAST NEWS 

Фото: © DESRUS BENEDICTE/SIPA/EAST NEWS 

США не является тут исключением: в Европе долгое время обсуждались проекты умственно и расово неполноценных, а в Германии химической кастрации подвергали гомосексуалов. Но далеко не всегда "нормализация" геев идёт путём репрессий: многие из них по разным причинам тяготятся своими влечениями и хотят вернуться к "нормальной" идентичности.

Учёных заинтересовали усилия геев, которые подписались на участие в мощной программе по изменению себя: насколько успешными могут быть проекты по смене ориентации? Антрополог Мелисса Хэкмэн много лет (2004–2013) исследовала, как Пятидесятническая церковь (одна из протестантских деноминаций) "превращала" геев в гетеросексуалов. Инициатива исходила от самих мужчин, которые просили протестантов научить их "правильной" сексуальности — путём долгой "работы над своим желанием" (desire work) на уровне тела, эмоций и веры. Причиной такого обращения был конфликт между гомосексуальными желаниями африканцев и их христианскими убеждениями, согласно которым эти влечения греховны. А призом за "переобучение" должен был стать успешный гетеросексуальный брак.

Настоящие женщины для настоящих мужчин

Службу, точнее служение, по "лечению" геев (Healing Revelation Ministry, HRM) в Кейптауне основал в 1996 году американец Брайан. Надо пояснить, что в странах Африки протестантские общины играют очень большую роль: они борются с язычеством и местными обычаями, предоставляют своим членам соцзащиту, более эффективную, чем бедные государства, и даже способствуют политической эмансипации. Если говорить о любви и сексе, то пятидесятники и другие протестанты пропагандируют идеал "счастливого брака" — когда жена добровольно, а не по приказу родственников выходит замуж, а муж заботится о ней, в том числе и в постели. Проповедники наставляют мужей целовать жён и не забывать о предварительных ласках, чтобы женщины не остались неудовлетворёнными. Эти советы даются в русле общего представления о сексе, характерного для американских протестантов: только настоящий христианин испытывает истинное наслаждение от полового акта. Более того, счастливый секс в браке приближает супругов к Царству Божьему.

Что же касается гомосексуалов, то HRM проповедовало им достаточно патриархальную модель отношений: мужчина должен защищать, направлять и брать на себя инициативу, а женщина — вынашивать, чувствовать и отвечать на действия мужчины. Фактически "излечивающиеся" геи больше внимания уделяли собственным чувствам, чем личности женщин, с которыми они вступали в контакт. Но из каких шагов складывается становление новой личности? Как идёт освоение микропрактик гетеросексуальности? И удаётся ли геям в конечном счёте стать бывшими геями?

Открывать двери и обсуждать грудь

Тристан — один из примеров успешной "конверсии". Он 15 лет состоит в браке, у него двое детей. Бьянка, его жена, сравнила развитие влечения к женщинам с переходом к здоровой пище. Например, шоколад вкуснее и быстрее удовлетворяет аппетит, чем яблоки, но позитивные ощущения скоро проходят, и человек остаётся голодным. Если долгое время есть полезные яблоки, то интерес к шоколаду (гомосексуальным связям) постепенно спадает, говорит Бьянка. Но без усилий такой переход не совершить. "Ты думаешь: мне нужен шоколад, мне надо шоколада. На самом деле тебе не нужен шоколад. Ты даже его не любишь! А эти яблочки… Одно кислое. Другое сладкое. Потрясающе! Постепенно ты начинаешь различать их вкус. Но за один день так не получится". Бьянка с гордостью рассказала антропологу, что со временем Тристан стал заглядываться не только на неё, но и на других женщин.

В основе техник HRM лежит представление о том, что гомосексуальные влечения — результат травматического детского опыта: сексуального насилия, травли со стороны сверстников, просмотра порнографии или отсутствия эмоционального контакта с отцом. Например, геи ищут контактов с мужчинами, так как те замещают им равнодушных или отсутствовавших в детстве отцов. "Лечат" же от этого искажения в HRM комбинацией методов популярной психологии поведения (типа "12 шагов", как у анонимных алкоголиков) и протестантских средств — наложения рук вместе с молитвой об избавлении от греховных влечений.

Обретение нового гетеросексуального "я" начинается с внимания к женщинам. Геев учат делать комплименты, открывать женщинам двери, платить за них в кафе и помогать нести тяжёлые сумки. Считается, что такие действия не исходят из внутреннего желания, а наоборот — внешнее поведение должно изменить внутреннее состояние. Сначала комплименты звучат грубо и неуместно. Например, в середине разговора с антропологом собеседник перебил её, посоветовав почаще наносить макияж, так как он ей очень идёт.

В другой раз после занятия по изучению Библии группа бывших геев собралась для обсуждения женщин. Руководитель группы задал вопрос "кто вам больше нравится — блондинки, брюнетки или рыжие?". Каждого участника стимулировали рассказать и о других характеристиках идеальной партнёрши — какой у неё рост, какая грудь, как она одевается и так далее. Обсуждение и оценка женского тела в HRM считается важным этапом на пути к "нормальной" ориентации.

Следующий этап "лечения" — заменить мужчин на женщин в качестве "объектов желания". Определённую роль в этом процессе играет мастурбация, которая вообще-то является "серой зоной" для пятидесятников. С одной стороны, они признают, что таким способом можно быстро ускорить формирование влечения к женскому полу. Сами бывшие геи не могут не радоваться, если замечают у себя "правильное" влечение даже на уровне возбуждения от гетеросексуальной порнографии. Однако осуждение мастурбации как формы похоти протестанты также не отрицают, и в итоге проповедники ограничиваются призывами избегать "навязчивой" мастурбации.

Брак "гея" и "лесбиянки"

После примерно года подготовки экс-геям рекомендуется найти себе девушку. Далеко не все попытки таких романов кончаются удачно. В 2007 году один из ведущих проповедников Элвин рассказал учёной, что его дружба с Мариной, бывшей лесбиянкой, перешла в новое качество. Они оба старались перерасти своё гомосексуальное "я", чтобы почувствовать влечение друг к другу. Элвин изо всех сил пытался увидеть в Марине женщину, но всякий раз, когда он смотрел на неё "романтически", ему казалось, что ей срочно нужно к косметологу — подровнять брови, убрать усики, отбелить зубы и постричь ногти. Марина также критически относилась к телу Элвина, его полноте и женоподобным манерам. Одновременно мужчина воспылал страстью к другой пятидесятнице — Сари, к её длинным волосам и пышной груди.

В итоге Элвин бросил Марину, не дождавшись, пока она "дорастёт до своей женственности". Та была оскорблена и назвала Элвина пародией на мужчину. Однако сам экс-гей не особенно переживал: его влечение к Сари доказало, что он на правильном пути к гетеросексуальности.

Это не единственный случай, когда утилитарное отношение экс-геев к своим партнёршам приводило к конфликтам. Например, когда Джеко (27 лет) получил согласие от Иоланди (чуть старше) стать его девушкой, все члены общины дали ему массу подробных советов — как касаться и как целовать её. Джеко изо всех сил старался действовать по чёткой инструкции (сначала щёки и лоб, потом губы и только потом поцелуи взасос), однако реакция девушки, откровенно выражавшей своё влечение, испугала Джеко: это выходило за рамки сценария и прописанной в нём активной роли мужчины. Интимное общение прервалось.

Таким образом, превращение в человека нормальной ориентации протестантам представлялось работой, ориентированной на успех. Путь этот не всегда проходил гладко: многие участники не могли удержаться от просмотра гей-порно и половых контактов с мужчинами. За эти "проступки" их не ругали, а просили провести работу над ошибками и вернуться на путь исправления. Однако отчаяние от неспособности Христа "исправить" их гомосексуальность и ненависть к своей слабости оказались очень сильными — эти негативные эмоции сыграли ключевую роль в решении геев оставить попытки изменить свою ориентацию.

Почему "преображения" не случилось

Организаторы HRM часто пытались вычислить процент успешных случаев терапии. В середине 2000-х Брайан, глава служения, в отчаянии признавался, что почти все вернулись к гомосексуализму. В 2007 году у него прибавилось оптимизма, но неформальное исследование, проведённое в 2013 году, показало, что не более 10 процентов геев оставили свою прежнюю жизнь, и все они вступили в брак. Например, Элвин считает, что сексуальную ориентацию изменить невозможно — вполне логичная для экс-экс-гея позиция. Однако не меньше оснований думать, что виновником провалов является механистический подход HRM к любви и сексу: участников проекта подталкивают не к обретению новой любви, а на обучение нескольким техникам влечения к женщинам.

Но помимо этого нельзя забывать и об общественном контексте HRM. Пятидесятники и другие протестантские общины в Африке обычно пытаются делать то, на что государству не хватает ни сил, ни мотивации — давать людям чувство свободы, уверенности в своих силах и надежды на будущее, несмотря на всю нищету и хаос в окружающем их обществе. "Новообращённые" христиане противопоставляют себя "тёмным" соотечественникам, прозябающим в разврате, алкоголизме и социальной апатии.

Беда в том, что проект самоусиления с помощью обретения "правильной" сексуальной ориентации натолкнулся на сопротивление общества. Даже среди самих пятидесятников посещающие занятия HRM геи вызывали смешки и гомофобные шуточки. Во всё ещё жёстко патриархальном южноафриканском обществе признание в собственном гомосексуализме (и обращение за помощью) считается признаком слабости, даже женоподобности: настоящий мужчина должен сам решать свои проблемы.

Комментариев: 0
avatar
Для комментирования авторизуйтесь!