Авторизуйтесь с помощью одного из аккаунтов
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.

В двигателе разбившегося Ту-154 нашли повреждения

Фото: © Vladimir Velengurin/Russian Emergencies Ministry via REUTERS

Post cover

При изучении фрагментов самолёта Минобороны эксперты обнаружили деформацию лопаток турбины двигателя. Также выяснилось, что закрылки на правом крыле сработали, однако не остановили падение Ту-154 в море.

Эксперты межведомственной комиссии по расследованию причин падения Ту-154 Минобороны в Чёрное море изучают фрагменты самолёта, которые спасатели подняли на поверхность. По данным Лайфа, специалистов озадачили повреждения лопаток турбины двигателя. С одной стороны, эта деталь однозначно отвергает версию попадания в турбину птицы, с другой стороны, указывает на то, что, возможно, перед полётом двигатель был неисправен. Теперь повреждённые лопатки турбины будут изучены экспертами, после чего они и ответят, были ли они деформированы при ударе о воду или появились ещё перед крушением. Кроме того, после предварительного изучения обнаруженного в море правого крыла Ту-154 специалисты установили, что закрылок был выпущен, однако пока непонятно, какую команду он тогда исполнял — на взлёт или снижение.

В одном из специальных ангаров Сочи уже началась раскладка деталей Ту-154, которые ежедневно поднимают со дна Чёрного моря водолазы МЧС и Минобороны. Первый двигатель вместе со стойкой шасси нашли ещё утром 27 декабря, а к вечеру подняли и второй. Второй, как оказалось, почти не имел деформации, сообщили спасатели.

По идее, теперь из этих "пазлов" должна сложиться максимально близкая к первоначальному виду модель самолёта. В руках экспертов межведомственной комиссии уже есть крупные фрагменты: хвостовая часть Ту-154 с двигателями, центральная часть фюзеляжа, правое крыло. Эти детали сейчас тщательно изучаются, чтобы понять траекторию и угол вхождения самолёта в воду, а также обстоятельства, которые могли привести к его крушению.

Фото: © РИА Новости / МЧС РФ

По данным источника Лайфа в спецслужбах, эксперты уже сделали интересные открытия. Например, при осмотре одного из двигателей они обнаружили повреждения лопаток турбины — они были загнуты. Теперь комиссия пытается понять, по какой причине это произошло. Ранее ФСБ озвучивала версию о том, что возможной причиной крушения самолёта могло быть попадание в двигатель посторонних предметов. Например, птицы. Однако участники комиссии пока эту версию отвергают.

— Характер повреждений однозначно опровергает версию о попадании в двигатель птицы, однако не говорит пока о том, что перед крушением он был полностью исправен, — рассказал Лайфу источник. 

Теперь причины повреждений лопаток должны разгадать специалисты. Согласно одному из предположений, лопатки были повреждены при жёстком вхождении самолёта в воду, по другой версии, — были в деформированном состоянии ещё перед последним рейсом Ту-154.

— Повреждённые лопатки отправлены для изучения инженерам Научно-исследовательского центра эксплуатации и ремонта авиатехники Минобороны в Люберцы. Только после заключения специалистов можно будет сделать однозначный вывод о причинах повреждения агрегатов двигателя Ту-154, — пояснил Лайфу источник в Минтрансе. 

Эксперт предположил, что причиной сгибов на лопатках турбины могла быть усталость металла в деталях двигателя. Разбившемуся самолёту было 33 года.

Фото: © РИА Новости / МЧС РФ

— Если военные инженеры подтвердят эту версию, тогда вопросы у следователей ГВСУ и сотрудников ФСБ могут возникнуть к руководству самарского завода "Авиакор", на котором в декабре 2014 года этот самолёт ремонтировали по контракту с ПАО "ОАК", — пояснил источник.

Он предположил, что следователи будут проверять документы о поставщиках деталей для ремонта авиатехники.

— Нельзя исключать, что во время ремонта Ту-154 на "Авиакоре" могли использоваться контрафактные детали. В результате чего лопасти двигателя и не выдержали нагрузки, — считает авиационный эксперт Сергей Крутоусов.

Другой крупной деталью, которую сейчас изучают специалисты межведомственной комиссии и следователи, стало правое крыло разбившегося Ту-154. По положениям узлов и механизмов в крыле уже понятно, что закрылки на нём сработали. Однако до сих пор неизвестно, какую команду они в тот момент выполняли — работали на снижение или подъём самолёта. Пилот Андрей Литвинов пояснил Лайфу, что, по идее, на 2–3-й минуте полёта они должны были быть ещё выпущены, потому что самолёт находился в режиме взлёта. 

В районе обтекателя также было обнаружено повреждение, которое могло появиться, например, при жёстком вхождении самолёта в воду.

— Эти данные позволяют специалистам выдвинуть предположение, что борт падал в воду со стороны правого крыла. Однако более точную информацию специалисты получат при комплексном изучении второго крыла, которое ещё не поднято из воды, — рассказала Лайфу источник.

Известно, что вскоре после взлёта из Сочи Ту-154 попытался над акваторией Чёрного моря совершить манёвр вправо. Это происходило на скорости более 500 км/ч. В этот момент у самолёта была задрана носовая часть. Теперь эксперты пытаются понять, почему пилоты убирали механизацию крыла и самолёт шёл с большим углом тангажа. На огромной скорости самолёт врезался в воду.

Фото: © РИА Новости / МЧС РФ

Председатель комиссии Межгосударственного авиационного комитета по научно-техническому обеспечению расследования авиационных происшествий Виктор Трусов говорит, что повреждения лопаток двигателя могли быть как причиной, так и следствием катастрофы. По его словам, это могут быть, например, механические повреждения от того, что что-то изначально попало в двигатель.

— Жёсткий удар об воду также мог повредить лопатки, — пояснил Трусов.

С ним согласен и Андрей Литвинов.

— При попадании птицы в турбину может возникнуть помпаж двигателя, и двигатель загорится. Но даже если предположить, что птица попала, повредила лопасти, а двигатель загорелся — это ничего страшного. Этот самолёт может спокойно лететь даже на одном двигателе. В таком случае экипаж сразу берёт курс на ближайший аэродром, — рассказал Лайфу пилот "Аэрофлота" Андрей Литвинов, сам в своё время отлетавший на Ту-154 восемь лет. — Поэтому я думаю, что повреждения лопастей турбины возникли всё же от удара об воду.

Пока среди приоритетных версий крушения Ту-154 остаётся технический фактор и ошибки экипажа. Специалисты специализированного НИИ Минобороны в подмосковных Люберцах уже начали расшифровывать записи чёрных ящиков самолёта. Судя по данным, снятым с речевого самописца, вскоре после взлёта Ту-154 возникла нештатная ситуация, которая стала полной неожиданностью для членов экипажа: в первые секунды оба пилота растерялись, однако быстро взяли себя в руки и до последних секунд пытались спасти самолёт. Из фраз второго пилота и командира корабля становится понятно, что что-то произошло с закрылками, после чего зазвучал сигнал тревоги из-за предельного угла атаки Ту-154.

Что именно произошло с закрылками и как повёл себя в это время экипаж, станет известно уже в ближайшее время. По одной из версий, из-за особой эргономики панели приборов Ту-154 второй пилот мог перепутать рычаги. 

Фото: © РИА Новости / МЧС РФ

— На третьей минуте полёта вместо того, чтобы убрать шасси, второй пилот мог убрать закрылки, — рассказал Лайфу источник, знакомый с работой комиссии. — От этого самолёт перешёл в запредельный угол атаки, экипаж попытался развернуть машину, чтобы дотянуть до земли, однако не успел. Самолёт ударился об воду, и у него отвалилась хвостовая часть.

Пилоты, летавшие на Ту-154, также не исключают такой вариант, хотя отмечают, что его вероятность мала.

— У "Туполева" рукоятки уборки шасси и закрылков сделаны на козырьке кабины пилотов, между ними, над лобовым стеклом. Конечно, с точки зрения эргономики это неправильно. Они действительно находятся рядом, но перепутать их можно, наверное, только раз на миллион, если, к примеру, пилот очень уставший, — рассказал Лайфу заслуженный пилот РФ Виктор Саженин, который сам восемь лет отлетал на Ту-154. — Они имеют совершенно разную эргономику. Рукоятка уборки шасси — с шарообразным наконечником в виде колеса, а закрылки убирает трапециевидная рукоятка, которая нажимается двумя пальцами и имеет несколько режимов положений.

Кстати, убирает закрылки второй пилот, сидящий справа, отметил Саженин. Также, по его словам, вариант перепутать рычаги маловероятен ещё и потому, что закрылки и шасси убираются в разное время. Шасси нужно убирать сразу после отрыва от земли, а не через 2–3 минуты полёта.

Катастрофа с Ту-154 произошла 25 декабря 2016 года в 5:40 утра по московскому времени в 1,7 километра от побережья Сочи. Борт российского Минобороны летел в сирийский Хмеймим с аэродрома Чкаловский, в аэропорту Сочи же он дозаправлялся. На борту лайнера находилось 92 человека. Через две минуты после отрыва от полосы, не успев набрать высоту, самолёт пропал с экранов радаров. Никаких сигналов тревоги экипаж не подавал.

Александр Раскин
Александр Раскин

Выбор редакции

Loading...
закрыть