Эпичность без пафоса
Публицист Никита Подгорнов — о том, почему "Викинг" стал первым по-настоящему российским блокбастером.
Фото: © kinopoisk.ru
В последнее время мы часто слышим пафосные формулировки: "новый российский блокбастер", "главный отечественный фильм года", "российский фильм, который нельзя пропустить". И правда, за прошедшие несколько лет вышло немало громких российских фильмов, которые собирали полные кинотеатры и восторженные оценки критиков и зрителей.
Кажется, отечественный кинематограф потихоньку осваивает жанр блокбастера и создаёт действительно достойные картины. Но всё это игра на территории Голливуда. Прямое или частичное подражание большим форматам западного кино. Ничего нового и почти ничего своего. Так и было до "Викинга". Продюсеры Константин Эрнст и Анатолий Максимов вместе с режиссёром Андреем Кравчуком создали не просто очередной "новый российский блокбастер". Они смогли создать первый по-настоящему российский блокбастер.
Такого масштаба кинематографической вселенной, которая была воплощена в "Викинге", такой эпичности сюжета, затрагивающего далёкие времена древней Руси, ещё никогда не было. Никогда ещё русские герои не выглядели на экране так мощно и полноценно. Князь Владимир в исполнении Данилы Козловского — это не былинный герой или какой-то там полусказочный богатырь. Это личность с буйством внутренних переживаний и противоречий.
Ему веришь и сопереживаешь. Он не картонный заглавный герой, который заведомо побеждает зло и водружает золотой стяг добра. С Викингом Владимиром всё совсем иначе. Ты не знаешь, что будет дальше. Как он поступит в той или иной ситуации. Что им движет: добро или зло? В этом главная победа авторов этой картины — они смогли отойти от хрестоматийности образа князя Владимира и привычной нам пафосной парадности его становления как великого князя и крестителя земли Русской.
"Викинг" — это совсем иная история. Жестокая. Дерзкая. Первобытная. И этим человечная. Когда наставник князя Владимира и его дружинник Свенельд, роль которого блестяще сыграл Максим Суханов, призывает главного героя к коварной и жестокой расправе над противниками, ты в это веришь. Именно кровью и мечом завоёвывается власть и устанавливается порядок. Это законы реального мира, а не очередная искусственная киновселенная.
Окровавленное лицо княжны Рогнеды — лучшей роли Александры Бортич в её карьере — может служить заглавным символом всей картины. Даже самая чистая красота и невинность будет запачкана кровью. Эта мысль сквозит через всю историю "Викинга". Начиная от открывающей фильм сцены зимней охоты и заканчивая финалом в константинопольской Софии.
У всего есть своя цена. У власти, у победы, у дружбы, у любви. Каждый выбор, который предстоит сделать Владимиру на своём пути, имеет тёмные и светлые стороны. Всё не так однозначно и радужно, как нам кажется. Иногда боевой топор — это единственный возможный выход. С этим нужно просто смириться и идти дальше.
"Викинг" — это серьёзный фильм, который даже не пытается маскироваться под удобоваримый исторический боевик. Он сразу погружает зрителя в мир средневековой Руси и не выпускает оттуда до последней минуты. Это не аттракцион, в котором ты наблюдаешь за красивой картинкой с потрясающе снятыми батальными сценами и шикарными декорациями. "Викинг" — это огромный и настоящий мир, в котором ты — соучастник происходящего на экране.
Когда, чей-то череп хрустнет от удара боевого меча, то тебе покажется, что ты ответственен за это в той же степени, что и главный герой. И именно поэтому это первый по-настоящему российский блокбастер. Он эпичен и масштабен ровно настолько, чтобы не стёрлись искренность и правдивость. А это самое важное для нашего зрителя — чувствовать что-то большее, чем вкус попкорна на губах.