Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
8 января 2017, 14:30

Повитухи 21 века. Можно ли сегодня научиться повивать и зачем?

8 января на Руси принято было чествовать бабок-повитух — тех, кто принимал у молодых девушек роды и помогал им потом восстановиться. Считалось, что женщина, которая повивает, должна быть уже рожавшей (лучше — в менопаузе) и уже не имеющей никаких интимных связей. За здоровых детей бабкам несли еду, одежду, помогали по дому, однако с развитием медицины повитухи стали не нужны. Тем не менее и в современной России есть женщины, которые обращаются к традициям и повивают. Лайф — о том, чем занимаются такие женщины сегодня и как можно научиться древнему искусству.

Фото: © wikipedia.org

Фото: © wikipedia.org

Из истории самых важных женщин

Давным-давно, когда ещё не было профессиональных акушерок, единственным помощником и проводником в материнство молодых женщин были повитухи. Дородные и умудрённые "бабки", как их обычно называли, присутствовали на каждых родах — они чётко знали, что делать, когда роженице плохо, как ослабить схватки, если это возможно. Молитвами, специальными отварами, особыми нашёптываниями могли сопровождаться роды. Считалось, что от повитухи будет зависеть здоровье и удача ребёнка. Поэтому было важно, чтобы "бабка" (если не вдова) была верной мужу, но ещё немаловажным было и то, чтобы она к моменту начала своего ремесла уже прекратила какие-либо сексуальные отношения. То бишь, по старинке, была "чистой".

Народные акушерки отказаться не могли, если кто-то звал их помочь с роженицей. И было совсем не важно, могут отблагодарить "бабку" или нет. Хотя обычно повитух благодарили не монетами, а какой-то помощью (вспахивали землю у её дома, помогали в уборке), дарами (продуктами, пирогами, зерном). Повитухи имели огромный вес в обществе — к ним обращались за советом, и 8 января уже подросших детей родители вели к "бабкам" на благословение. 

При этом стоит отметить, что уже в XVIII веке повивать всем не разрешалось (если не брать в расчёт деревни) — "бабки" должны были проходить аттестацию, которая бы доказывала, что они могут вести самостоятельную практику. 29 апреля 1774 года Правительствующий сенат при Екатерине II утвердил представление Медицинской канцелярии. Желающие проводить роды и помогать молодым матерям восстановиться должны были кроме всего прочего принести присягу. Согласно ей, первые официальные повитухи должны были поклясться в любое время дня и ночи прийти на помощь (не отказывая никому), а также никому не помогать с абортами.

Тайны из бани. Пеленать надо не только детей

Со временем повитухи в традиционном понятии исчезли. Сегодня об искусстве повивания могут рассказать мастера, которых можно в России пересчитать по пальцам. Можно научиться мастерству, будучи "подмастерьем" женщины, которая умеет повивать, также некоторые повитухи предлагают обучающие семинары (они длятся несколько дней), и это уже, естественно, не бесплатно. 

Нужно понимать, что современное повитушество — это прежде всего не роды, а именно работа с молодыми мамами. Как рассказали Лайфу действующие повитухи, такое действо называется повиванием, потому что родившую женщину, её живот и таз, cвивают (пеленают) длинными кусками ткани. То есть мастера делают нечто вроде старинного бандажа, который призван облегчить болевые ощущения, а также помочь со скорейшим заживлением ран (если такие есть). Кроме того, повитухи водят девушек в тёплую (не горячую) баню, где делают им специальные массажи, а также перед этим могут дать специальные отвары, травяные чаи по старым рецептам. 

При этом сами роды принимают единицы из тех, кто заявляет о том, что занимается повиванием. Без медицинского образования за такое важное дело браться повитухи уже не хотят. 

Да и рассказывать о своём искусстве хотят далеко не все мастерицы — четыре женщины, занимающиеся старинной практикой, отказались говорить на тему повивания. По их словам, в этой теме нельзя не допустить ошибок и знания эти "не для всех" (массово об этом рассказывать не стоит).

Об этом также говорят и повитухи, которые обучают на семинарах женщин. Так, например, согласно информации в сообществе "Повивальная школа в Чебоксарах" в социальной сети "ВКонтакте", на семинарах по повивальному искусству, которые проводит Юлия Шелепина, нельзя проводить никаких съёмок и аудиозаписей. Занятия проходят в два дня, при этом есть практическая и лекционная части.

В первый семинарский день мастер учит тому, как правильно подготовить девушку к родам, массажным техникам для беременных (это в начале дня, с 11 утра до 5 вечера), затем, после часового перерыва, желающие стать повитухами идут в баню, где их обучают (ещё три часа) послеродовым практикам, тому, как делать травяной массаж, а также организовать купель с травами. 

На следующий день будущие повитухи с 10 утра до 7 вечера учатся уже послеродовому восстановительному массажу. Также ученицам Шелепина рассказывает о целебных свойствах трав, о том, как правильно питаться после родов. Отдельно в этот день происходит обучение непосредственно свиванию, после чего слушательницам рассказывают о традициях древнеславянских повитух.

Как рассказывается на странице этой повивальной школы, свивальники (те, которыми пеленают родившую женщину) делаются из 5–8-метровой тонкой льняной ткани (всё зависит от объёмов девушки, с которой нужно будет работать). 

Стоимость двухдневных практик колеблется от 7 тыс. до 10 тыс. рублей — всё зависит от того, когда вы на занятия записались (заранее или в день семинара). Отметим, что цена, по сравнению с ценниками репетиторов, действительно невысокая, ведь выходит, что час "повивального знания" обходится от 388 до 556 рублей. 

Из уст в уста. Либо случилось, либо нет 

Традиционная повитуха Татьяна Ахрамеева из Новосибирска рассказала, что "бабкой" не может стать любая. Особым искусством принятия родов и помощи молодым мамам могут заниматься лишь те, у кого есть к этому врождённые способности, сравни экстрасенсорным.

— Это нельзя приобрести через интеллект и книжки. Случайные люди такими вещами не могут заниматься. Здесь присутствует и экстрасенсорика — предвидение событий. Повитуха очень многое видит, например, какой ребёночек придёт. Есть испытание для женщин, которые хотели бы стать повитухами: в холщовом мешке разбивается горшок молотком, а та, кто выполняет задание, должна на ощупь собрать его обратно, — рассказывает Ахрамеева.

При этом, по её словам, традиционная повитуха заботится не только о родах и молодых мамах, но и в целом о женском здоровье тех, кто к ней обращается.

— Сейчас, когда женщина вступает в репродуктивный возраст, очень часто оказывается, что её здоровье потеряно. Чтобы этого не было, нужно проводить разные обряды. Например, перед первыми месячными, чтобы не было потом болей, ещё до первой менструации (вычисляется примерно, когда она должна быть) девочку приводят к старшей по роду повитухе. И та проводит энергетический обряд, чтобы сила пошла так, правильно, — без заклиниваний, без боли и без спазмов.

Также повитуха должна определять, насколько совместимы физиологически те, кто собирается венчаться, смогут ли они иметь детей. Это можно понять и с помощью древних практик.

Повитуха должна долгое время затем готовить к беременности девушку. Чтобы зачать крепкого великого воина, подготовка начинается за год, минимум за три месяца. Затем повитуха роды принимает (я практикующая акушерка тоже), а после в течение 40 дней обеспечивает матери защиту.

После родов у женщины раскрывается не только физическое тело, но и её аура. Она находится в разбитом состоянии, и в обязанности повитухи входит собрать это биополе. Раньше считалось, что если повитуха этого не сделает, то грех будет лежать на всей её семье. За двенадцать лет моей практики, даже уже больше, ни разу не было послеродовых воспалений.  

Массажист, занимающаяся повиванием женщин (она попросила себя называть именно так), Наталья Степкина из Приволжья, в свою очередь, повитухой себя не назвала, но сказала, что самому повивальному искусству (помощи в восстановлении) всё-таки научиться можно.

— В организме родившей женщины происходят огромные перемены: увеличивается матка, в животе происходят изменения. Потом из-за того, что утеряна культура правильного выхода из состояния беременности, выявляется большое количество заболеваний. Моя задача — вернуть женщине организм в нормальное состояние, чтобы были силы и здоровье растить детей и рожать снова. Нужны правильный массаж живота и тела, банные процедуры. Причём баня должна быть не сумасшедшая, по 100 градусов, а нормальная женская баня — максимум 40, где женщина очень мягко согревается. Нами используются травы и другие вещи, которые помогают вывести из организма родовые гормоны, а также молочную кислоту. Потому что роды — это огромный физический труд. И чем больше будет оказано помощи, тем лучше.

Кроме болезней у женщин также из-за неправильного выхода из беременности возникают депрессии. Во многом это потому, что ей не дают отдохнуть: она родила, пришла домой — и давай на стол накрывать. А ей бы полежать, наладить контакт с ребёнком.

Я делаю травяные чаи, отвары, в вениках использую специальные растения. Помогают те, что растут у нас в России (например, манжетка — женская трава). Я живу в Поволжье и использую ту траву, что растёт здесь. Часть трав я собираю сама, а часть покупаю у травницы. Она их собирает согласно всем правилам.

Моя основная работа — массажист, но я училась у специалиста по повиванию, а также посещала занятия, связанные с банным искусством. Где есть какая-то возможность чему-то поучиться, туда мы и идём. И из всего складывается общая картина. Повивальному искусству не учатся отдельно как-то. Просто со временем, изучая разное, ты начинаешь сама понимать, что можешь помогать разными способами, — рассказывает Степкина. 

По её словам, после родов можно работать с повитухой, специалистом по восстановлению, неограниченное время. Всё зависит от желания и состояния женщины.

— Желательно около двух месяцев родившей ходить в баню. Важен ещё и сам факт, что женщина несколько часов посвящает себе — для неё это оказывается огромным ресурсом, — говорит Степкина. — Расценки индивидуальные. Кто-то дарит подарки, кто-то деньги платит. Есть случаи, когда повиванием занимаются бесплатно, а иногда и пироги пекут. Раньше повитухи были самыми состоятельными женщинами. Деньги они не получали, но им огород вспахивали, дом ремонтировали и еду носили.

Спасение "в снегах", или смертельная практика для горожан

Международный эксперт по репродуктивному здоровью в РФ, акушер-гинеколог Борис Лордкипанидзе, в свою очередь, уверен, что повивальное искусство (чего бы оно ни касалось — родов или массажей) сопряжено с большими рисками для женщин. По мнению эксперта, единственное обстоятельство, при котором присутствие повитухи может быть оправданно, — удалённость роженицы от медицинского пункта. 

— У государственной медицины всегда было отнюдь не положительное отношение к домашним родам, вне зависимости от того, есть у акушерки соответствующее образование или нет. В цивилизованном обществе есть стандарты того, как медицинская помощь должна оказываться, а потому о древних практиках стоит говорить только в рамках исторического экскурса, — говорит акушер. — Иногда здоровье матери и ребёнка зависит от того, насколько быстро возможно кого-то из них перевести в операционную, вовремя перелить кровь, ввести препарат. Как это может сделать одна повитуха дома? Нужно, как минимум, чтобы скорая дежурила тогда у подъезда роженицы. Не стоит забывать и об анестезии. 

Никто ещё не доказал, что народная медицина, практики повитух в родовспоможении лучше, чем помощь, оказываемая государственными медицинскими работниками. Более того, даже те, у кого есть образование акушера, далеко не всегда могут роды принять, сохранить здоровье и матери, и малыша. Например, была история, когда отец (он по образованию гинеколог, но практики не было) решил сам принимать роды у жены — в итоге супруга выжила, а ребёнок умер. Нужна постоянная практика, доказанная. Одних теоретических знаний недостаточно.

Если же повитуха не принимает роды, а занимается восстановлением женщин, то надо понимать, что и это может быть не всегда безопасно. Нельзя просто так водить недавно родившую женщину в баню, делать ей какой-то массаж, перевязывать как-то живот. Во-первых, нужно знать, какое у молодой мамы здоровье, какие противопоказания — есть множество нюансов, во-вторых — у нас государственная медицина позволяет нормально женщине восстановиться в стационаре, а затем и дома: всегда можно обратиться за помощью в женскую консультацию.

Тем более нельзя научиться "повивальному искусству" за два дня на семинаре. Как это возможно? Это секта для тех женщин, которые недолюбливают врачей, не ходят к ним и готовы верить тем, кто говорит о своих необычайных знаниях. Основная публика тех, кто рожает дома, обращается к знахаркам и повитухам, — как раз женщины, которые к врачам не ходят. Также могут к народным целителям обращаться те, у кого нет возможности оплатить ту или иную медицинскую помощь. 

Единственный случай, когда появление повитухи — необходимость, — это, например, если беременная женщина, роженица находится где-то далеко в деревне, в каком-то селе, в Сибири или в Якутии, далеко от медицинского пункта. В таких случаях, конечно, логично появление уважаемой повитухи или шамана (кто где как называет тех, кто может с родами помочь). Тогда к повитухам обращаются, но скорее от безысходности.

Сейчас спрос на домашние роды стал меньше, однако те, кто хочет рожать дома, всё ещё есть, в их числе и некоторые известные люди. Запретов на роды дома нет, но надо понимать риски. Если женщина во время всей беременности наблюдалась у гинеколога, сдавала все анализы, то рисков, конечно, во время домашних родов будет меньше. 

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar