"Зрелище ужасное". Серов, Ахматова, Маяковский и другие о кровавом 9 января
9 января — годовщина разгона рабочей демонстрации в царском Петербурге в 1905 году — Кровавого воскресенья. События, с которых началась первая революция, оставили след не только в истории, но и в искусстве, вдохновив на свои произведения поэтов Владимира Маяковского и Анну Ахматову, художников Валентина Серова и Владимира Маковского, композитора Дмитрия Шостаковича. Лайф собрал лучшие произведения классиков первой величины и проследил их отношение к историческим событиям 1905 года.
Потрясение Валентина Серова
Русский художник Валентин Серов видел расстрел рабочих в Петербурге своими глазами. В злополучное воскресенье 9 января он находился на Васильевском острове, в здании Академии художеств, возле которой отряды царской пехоты и кавалерии преградили путь шествию. Увиденное произвело на Серова столь сильное впечатление, что он решил навсегда покинуть Академию, поскольку её президентом был один из распорядителей разгона демонстрации — великий князь Владимир Александрович.
Позже в своих дневниках художник писал:
Под впечатлением этих событий художник создал две картины — "Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?", которую начал писать прямо "с натуры" 9 января, и "Разгон демонстрации казаками в 1905 году".
Непостоянство Владимира Маковского
В отличие от Серова его коллега и начальник Владимир Маковский после событий 1905 года не покинул Академию художеств, в которой занимал пост ректора с 1895 года. Верность царскоподданному заведению, впрочем, не помешала ему создать одну из самых известных живописных работ на тему Кровавого воскресенья — "9 января 1905 года на Васильевском острове".
Как это иногда бывает, эскиз к работе сильно отличается от финальной версии картины и чуть ли не более популярен. На эскизе изображён молодой, одухотворённого вида мужчина. Он раздирает на себе одежду, призывая солдат стрелять ему прямо в грудь. Историки пишут, что прообраз у этого героя в действительности был — но вёл себя человек не столько самоотверженно, сколько истерически: кричал и требовал стрелять от тех, кто стрелять в него не собирался. Возможно, Маковский увидел этого человека издалека, из окон Академии художеств, и вдохновился его образом. Правда, в конечном варианте картины рубаху на груди уже рвёт мещанин солидного вида и возраста.
Пик карьеры Дмитрия Шостаковича
Посвятить одно из своих центральных произведений событиям 1905 года Дмитрий Шостакович решил неслучайно: его отец Дмитрий Болеславович был участником революционного движения, печатал в своей квартире прокламации — политические агитки. Будущий отец композитора сам участвовал и в шествии к Зимнему дворцу.
Симфония № 11 Шостаковича так и называется — "1905 год". Композитор готовил её к 50-летию первой революции в 1955 году. Однако из-за смерти матери написание произведения задержалось, и в итоге оно было окончено в 1957 году. Теме Кровавого воскресенья он отдал вторую часть симфонии — "9 января".
Сказать, что власти встретили симфонию с одобрением — не сказать ничего. Она стала крупнейшим успехом композитора со времён Ленинградской симфонии. Ровно через год, в 1958 году, Шостаковичу присудили Ленинскую премию и окончательно реабилитировали после обвинений в 1948 году в профнепригодности — за формализм, буржуазное декадентство и пресмыкательство перед Западом.