Максим Станиславович, вы почему не в седле, или Кому нужен велопробег в минус 30
Корреспондент Лайфа понаблюдал за столичным велопарадом в Москве, но так и не понял, кому и зачем понадобилось проводить это мероприятие в 30-градусный мороз.
Фото: © L!FE
У самовара с горячим чаем суетится мужчина средних лет. На голове — шапка, на лице — усы, на усах — сосулька. Иней на лицах — естественное и самое распространённое украшение участников московского зимнего велопарада. "Начальник пункта обогрева" — палатки, где экстремалам-велосипедистам выдают бумажные стаканчики с ароматным чаем, — показывает хозяйство.
— Самовары у нас на дровах. Хорошие. Люди греются перед стартом. Наливаем всем желающим. Только и успеваем новый растапливать!
Впрочем, желающих оказалось не так уж и много. К началу пробега подтянулось немногим более 300 человек. А если вычесть мёрзнущих журналистов и организаторов — и того меньше.
Рядом с чаем раздают монастырские пироги, но и вокруг этого угощения ажиотажа нет. Какая в них начинка? Непонятно. Ледяное тесто не выглядит аппетитно. Холодно.
Стук топорика, кромсающего щепки для самоваров, мелодии советских времён и сдержанный смех. Со сцены немногочисленных велосипедистов подбадривает ведущий праздника, объясняет им правила парада, в общем, согревает словом.
У тех, кто пришёл, настроение отличное, но даже смеяться в полный голос зябко. Пришедшие на 3-ю Фрунзенскую улицу в Москве кутаются в воротники и шарфы. За полчаса до старта на термометрах –27 градусов по Цельсию. Но люди настроены решительно — "Едем!". Оптимизм излучают и организаторы заезда. По их словам, основная цель велопарада — обратить внимание властей на проблемы велосипедистов столицы. Дороги нужно чистить лучше, открывать новые велодорожки.
— В первую очередь это заявка. Мы показываем властям города, что есть запрос. И запрос этот обширный. Если бы он был не таким масштабным, у нас бы не было возможности проводить четыре велопарада в год. На майский велопарад приезжает до 30 000 участников. И это, согласитесь, уже серьёзная цифра, чтобы говорить о каких-то требованиях, — говорит Анна Кузьмина, куратор проекта Let's bike it!.
Правда, от ответа на вопрос, почему нельзя было перенести велопарад на более тёплое время, чтобы на деле доказать массовость велодвижения, уходит.
У точки сбора в этот момент человек 250–300. Не больше. Заявку подавали на пять тысяч, ждали не меньше тысячи.
Те, кто приехал, обсуждают трассу, проверяют свою двухколёсную технику. Впереди приличный маршрут. По Фрунзенской набережной, затем петля вокруг Кремля и обратно. 14 километров. Ради велопарада перекрыли движение на нескольких улицах в центре столицы. Старт по расписанию.
Вся вереница велосипедистов медленно скрывается за поворотом уже через минуту. У сцены остаются только журналисты и сотрудники полиции. За порядком тут следит пара десятков солдат из внутренних войск. Они-то и мёрзнут больше всех. Чаю не попить, в машине не погреться. Перетаптываются с ноги на ногу на влажном, обильно сдобренном химреагентами асфальте.
Один из них удивляется:
— Какой велосипед может быть в такой мороз? А ведь некоторые ещё с детьми пришли. Дома бы сидели! Из-за 300 человек мёрзнем здесь уже два часа! Какой смысл? Провели бы летом — было бы много людей.
Солдатик машет рукой в сторону ушедшей колонны велосипедистов и отворачивается. Видно, что промёрз основательно. Не спасают даже валенки и тёплый зимний бушлат.
За бессостязательным пелотоном ускоряются опоздавшие к старту одиночки. Среди них Дмитрий Михайлов из клуба "Моржи столицы". Мужчине и –30 нипочём — стартует в футболке и майке. Не холодно и Виталию — мужчине в костюме Деда Мороза. Экипировался как положено: две пары перчаток, три свитера, валенки. Готовился к этому дню долго. Даже прицеп для велосипеда собрал, с новогодней ёлочкой. Но восьмой для него по счёту велопарад оказался неудачным. Не удалось даже стартовать — проколол заднее колесо.
— Хотел обратиться к волонтёрам за помощью, но что тут уже сделаешь? Прокол.
После финиша большинство участников довольно собой и даже погодой. Разогрелись во время заезда. Массовости не получилось. Только героизм в чистом виде.
Но в департаменте транспорта столицы, при поддержке которого и состоялся велопарад, настаивают — "менять дату мероприятия в последний момент было нельзя".
— Люди выехали уже из многих городов: Питер, Тула, Новосибирск, Петрозаводск... Люди уже приехали, поэтому организаторы приняли решение не переносить... Это нужно делать, чтобы показать, что на велосипеде можно кататься и зимой, и летом. И это возможно, как мы видим, — говорит сотрудница департамента Юлия Потапова.
О том, что дептранс — полноправный соорганизатор велопробега и тоже отвечает за мероприятие, умалчивает. Ответа нет и на вопрос, почему 300 человек, покрасовавшихся перед камерами, важнее нескольких тысяч, которые были готовы принять участие в пробеге при нормальной температуре.
— Любое мероприятие массовое, как наше, оно не может отменяться за такой короткий срок. Вы видите здесь достаточно много участников, люди всё равно, вне зависимости от погодных условий хотели посетить этот велопарад, — говорит Анна Кузьмина из Let's bike it!.
Но массовости как раз у организаторов и не получилось. Зато есть замёрзший персонал и участники, а также полное отсутствие атмосферы массового праздника. Ощущение, что дептранс и организаторы провели велопробег для галочки. Потому что надо. Ведь, если переносить, нужно снова договариваться с МВД, скорой помощью и другими службами. Зачем столько лишних усилий? А так провели, отчитались, и все довольны.
Юлия Потапова — сотрудница дептранса — тоже преодолела все 14 километров. Признаётся: было прохладно, но она уверена — праздник всё же удался. По её словам, были на трассе и другие сотрудники департамента.
Правда, непонятно, почему главный борец с пробками и популяризатор велопробегов, глава дептранса Москвы Максим Ликсутов в этот раз не промчался с ветерком по набережным столицы? Может быть, температура –30 ему показалась не самой комфортной для катания на велосипеде? А ведь и в 2015-м, и в 2016 году он участвовал в велопробегах, что же случилось сейчас?
Ответить на этот вопрос мог бы пресс-секретарь заммэра Москвы по транспорту, но его телефон был вне зоны действия сети.