Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
10 января 2017, 10:13

Студенты Лондонского университета требуют ограничить изучение белых философов

Фото: © EAST NEWS

Фото: © EAST NEWS

Студенты из Школы исследований Востока и Африки (Лондонский университет) согласны изучать философов-европейцев лишь для с критической точки зрения, в контексте колониализма, в рамках которого они якобы писали свои работы.

Студенческая организация Школы Востока и Африки Лондонского университета (Великобритания) потребовала "деколонизации" школы. Среди типичных пунктов о борьбе с "расовым неравенством" было и несколько довольно экзотичных. Пункт шестой и седьмой "деколонизационных" целей организации на 2017 год требуют, чтобы большинство изучаемых в школе философов были азиатского или африканского происхождения. Если же какой-то белый философ и будет там изучаться, то лишь "с критической точки зрения — например, признавая колониальный контекст, в рамках которого философы так называемого Просвещения писали свои работы". Британские философы уже выразили свою позицию по вопросу, отмечая, что эти требования предполагают невежество их авторов. 

Требования учащихся были высказаны в разделе "Деколонизируя Школу Востока и Африки: в противостоянии с Белым институтом". Конфронтационная логика требований о преподавании в основном небелых философов и показе взглядов белых философов только с критической точки зрения не вызвала ни одного позитивного комментария со стороны живущих британских философов. Зато она собрала немало негативных отзывов. Один из известнейших английских философов современности —сэр Роджер Скрутон заметил, что такое требование подразумевает невежество со стороны тех, кто его выдвигает.

"Нельзя исключать целую область интеллектуальных усилий без того, чтобы сначала изучить её, и очевидно, что они не изучили то, что подразумевают под белой философией", — считает Скрутон. Поясняя свою мысль, он добавил: "Если они думают, что "Критика чистого разума" Канта выросла из колониального контекста, я бы хотел послушать, как именно". Дело в том, что Кант жил в Пруссии, не имевшей колоний. Хотя во время первого захвата русскими Восточной Пруссии он несколько лет был подданным России, та также не имела в Африке и Азии территорий со статусом колонии.

Сэр Энтони Шелдон из правления Букингемского университета отметил, что "существует реальная угроза того, что политкорректность сейчас выходит из-под контроля. Мы должны воспринимать мир таким, каким он был, а не переписывать историю, как бы этого некоторые хотели". 

Эрика Хантер, глава отделения религий и философии школы, также заявила, что точка зрения студенческой организации "скорее смехотворна". "Я буду жёстко противостоять отбрасыванию каких-либо философов или историков только потому, что это стало модным" — добавила она. 

Впрочем, лица более далёкие от истории философии к соответствующим требованиям отнеслись лучше. Доктор Дебора Джонсон, заведующая учебной деятельностью в школе, заявила по этому поводу, что "критические дебаты и дискуссия о нашем учебном плане — здоровая и правильная часть академического процесса".

Следует отметить, что требования студентов школы не только затруднительны в реализации, но и внутренне противоречивы. Полная деколонизация школы потребовала бы исключения из её программы таких белых (европеоидных) философов, как арабы. После завоевания Северной Африки арабы колонизировали её, в значительной степени вынудив мигрировать на юг "чёрное" население Судана и Восточной Африки. Однако именно арабские философы, жившие в Африке, составляют основную часть заметных философов континента. Практически все арабские философы (в том числе и из Азии) — колонизаторы, так как родились на землях, колонизированных арабами в ходе захватнических войн.

Среди собственно "чёрного" населения Африки философов значимых масштабов очень мало. Причин этому много. Одна из них — то, что занятие философией требует определённого уровня развития общества, в том числе чисто экономического (поэтому в России философы появились на много веков позже, чем в  Китае). После освобождения Африки активнее всего там развивается так называемая этнофилософия. Одним из базовых положений этнофилософии является то, что определённая культура может иметь философию, недоступную другим культурам и народам мира. С точки зрения традиционной философии это принципиально не так. Неафриканская философия, от древнекитайской до современной западной, базируется на концепциях, доступных для всех мыслящих существ.

Наконец, не совсем ясно, какой колониальный контекст студенты школы намерены вскрывать при изучении таких философов, как Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель. Достаточно трудно найти в их работах отзвуки концепций колониализма и расизма, появившихся лишь спустя много веков после смерти этих авторов. Возможно, некоторое своеобразие требований студенческой организации вызвано недостаточным пониманием основных идей античной и западной философии, неполным знанием биографии её авторов, равно как и расовой принадлежности арабских философов и их цвета кожи.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar