Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
15 января 2017, 09:00

Операторы Веспасиана

Тит Веспасиан — римский император, он, уверен, сделал в жизни много плохого и хорошего, как всякий император, но запомнился всему миру за фразу "Деньги не пахнут". Так он охарактеризовал деньги, которые казна Рима должна была получать с платы за пользование общественными уборными. Фраза эта, по всей видимости, запала в сердце наших операторов сотовой связи, которые начали сотрудничать с организациями, выдающими микрокредиты.

Фото: © РИА Новости/Евгений Биятов

Фото: © РИА Новости/Евгений Биятов

Удивительно, но сообщение о том, что МТС и "Билайн" начали предлагать абонентам микрокредиты, прошло в СМИ почти незаметно. Ну, пошумели немного да успокоились. Потом последовали уточнения от пиар-служб компаний, мол, микрокредиты не они предлагают, а их компании-партнёры, так что нечего их винить в микрокредитовании.

Допустим, стою я, героин продаю, меня крутить пытаются, а я ору: "Руки прочь, сволочи, я не владелец этого героина, владелец в Афганистане, я ни в чём не виноват!" Аналогия притянута за уши, но от этого она не становится менее верной, и я постараюсь объяснить почему.

С самого начала 90-х, когда Россия оказалась охвачена эйфорией от изобилия свободы, практически в каждом городе нашей страны появились подержанные игровые автоматы, привезённые, по всей видимости, из Восточной Европы, а то и просто из Лас-Вегаса, где они утратили актуальность и устарели. Помимо игровых автоматов появились у нас и вполне легальные казино, не в каждом городе, но в достаточном количестве и доступные буквально каждому. Залы игровых автоматов и казино освещали улицы Петербурга и Москвы лучше городского освещения, которое в то время находилось в упадке. Шик, блеск, красота — и тысячи и десятки тысяч разбитых судеб из-за людей, оказавшихся неспособными противостоять искушению ещё и ещё раз испытать колесо фортуны. Квартиры, дома и органы — продавалось буквально всё, для того чтобы купить ещё несколько жетончиков или фишек и сорвать джекпот.

Россию охватила такая жуткая эпидемия лудомании, что ужаснулось даже наше, скажем так, достаточно циничное руководство страны. Игровые автоматы и казино согнали в четыре резервации, где они сейчас, надеюсь, потихоньку загнивают.

Или вспомним "финансовые пирамиды": то, что они зло и ужас, знали все, но они были допущены до людей и им было позволено грабить всех и каждого, поверившего в свою удачу.

Или совсем свежий пример — "боярышникоматы". Понятно, что спаивают народ, но пока сотню разом не убили, они висели чуть ли не в каждом городе. До этих пор всё нормально было, торгуйте на здоровье, никто слова не скажет.

Микрокредиты — история достаточно новая. Помните, может быть, благодаря этим организациям коллекторы считали себя вправе жечь детей живьём, терроризировать целые семьи и доводить до самоубийств. Почему? Потому что проценты по этим микрокредитам оказывались просто убийственными и человек, перехвативший пять тысяч до зарплаты, мог оказаться в ситуации, когда его долг увеличивался до сотен тысяч.

Коллекторов вроде бы немного приструнили, как будто бы приняли несколько законов, регламентирующих деятельность микрокредитных организаций. Буря страшных новостей в СМИ понемногу затихла. И вот на сцену выплывают две прекрасные павы — МТС и "Билайн".

В чём их принципиальное отличие от небольших микрокредитных организаций, догадываетесь? Микрокредитору, чтобы получить к вам доступ, приходится обклеивать тысячу столбов рекламой, сиять зазывалами и прочими способами привлекать к себе внимание, и не факт, что он сможет это внимание привлечь. Что нужно оператору связи, чтобы привлечь ваше внимание? Правильно — 1 СМС.

Совокупная абонентская база МТС и "Вымпелкома" составляет 140 млн человек. Практически всё население России. Теперь, чтобы донести своё рекламное сообщение до вас лично, кредиторам практически ничего не надо делать. Более того, у них существует прекрасная ширма в виде имени уважаемых и больших компаний. Да, где-то там, на пятой или шестой странице сайта, будет информация о том, что услуга предоставляется не МТС или "Билайном", а их уважаемыми партнёрами. Но продажу этой услуги осуществили именно они. Я не смогу объяснить полиции, что в том, что я торгую наркотиками, виноват лично Пабло Эскобар, ну не получится у меня. А в МТС и "Билайне" спокойно говорят: дело не в нас, это партнёрское соглашение.

В ту пору, когда мир сотовой связи был совсем молодым, миллионы и десятки миллионов долларов делались на продаже картинок и мелодий для сотовых телефонов. В Петербурге проводилась специальная конференция контент-провайдеров — прямо со сцены открытым текстом владельцы этих компаний говорили: "Пусть не переведутся идиоты, тратящие деньги на наши мелодии и картинки". Происходило это обычно в одном из лучших отелей города, а затем, вечером, все купались в шампанском, виски, коньяках и икре. Операторы сотовой связи имели с этого бизнеса ровно 50% прибыли.

Мне неизвестны подробности соглашений, заключённых МТС и "Билайном" с микрокредитными организациями, но рискну предположить, что свою долю с каждого микрокредита оператор будет иметь.

И плевать им на то, что это спекуляция на человеческих слабостях, трудностях, да просто человеческой глупости — деньги не пахнут.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar