Последнее дело "Шерлока": мальчики с Бейкер-стрит уходят на покой
Самый успешный английский сериал современности подошёл к концу. Финальная серия "Шерлока" оказалась полной копией главного героя: умеет абсолютно всё, кроме базовых вещей. Например, как быть последовательной историей с сюжетом.
Постер к фильму "Шерлок"/kinopoisk.ru
Маленькая девочка приходит в себя в самолёте. Все пассажиры, кроме неё, лежат без сознания. Пилоты в кабине тоже. Где-то звонит телефон. Девочка находит его, берёт трубку и слышит голос главного злодея сериала — Джеймса Мориарти.
Так начинается заключительная, по словам авторов, серия "Шерлока" под названием "Последнее дело". Определённости в слове "заключительная" нет — сценаристы обещают вернуться хоть через десять лет, было бы загадочное дело да просвет в графике съёмок ведущих актёров. У того же Камбербэтча на ближайшие пару лет расписано шесть ролей.
Но пока что финал никак не может начаться, перебирая вступления и завязки. В одной сцене Холмс и Ватсон пугают Майкрофта бегающими в темноте девочками. Потом троица пытается спастись от мины с детектором движения, которая прилетает в квартиру на дроне-квадрокоптере. Буквально через несколько минут трио проникает на сверхсекретный остров-тюрьму. Ещё через десять минут появляется живой и, как обычно, вертлявый Мориарти. Радость фанатов злодея омрачается незначительным подвохом — он лишь герой воспоминания пятилетней давности.
Создатели "Шерлока" — не самые глупые на английском телевидении люди — никак не могут надеть ежовые рукавицы и позволить действиям и ошибкам детектива иметь вес. В прошлой серии Ватсон дулся на Шерлока за смерть возлюбленной примерно десять минут экранного времени. До сих пор непонятно, где расплата Шерлока за убийство интригана Чарльза Магнуссена в конце прошлого сезона или где злоба Ватсона за годы, которые он провёл, не зная о том, что его друг жив.
В итоге Шерлок ведёт себя как избалованный ребёнок, а сценаристы — как богатые родители московских гламурных хулиганов: не дают ему почувствовать вкус ошибок и горестей. Ватсон простит, Молли всё равно будет крутиться рядом, миссис Хадсон продолжит заваривать чай, Ирэн Адлер продолжит слать сообщения, а Майкрофт так и останется чудесным спасителем, находящим выход из любой ситуации, из которой Шерлок не может выбраться сам.
В этой черте Шерлока-персонажа отражаются недостатки "Шерлока"-шоу. Сериал уже даже не старается как-то связывать события на экране в сценарий. Финал "Шерлока" похож на горячечные сны: сцены начинаются из ниоткуда и обрываются на полуслове, сменяясь по мановению волшебной палочки кота из мема "Вжух!". Вот Шерлок стоит и целится себе в голову из пистолета на глазах брата и друга — вжух! — Шерлок стоит во дворе родного дома, Ватсон в колодце, а о Майкрофте все забывают.
Примерно с третьего сезона "Шерлок" снимается не для зрителей. Его делают для мальчиков и девочек (чаще девочек), которые проводят годы между сериями в построении фанатских теорий и написании эротических рассказов про отношения внутри любовного треугольника Холмс — Ватсон — Мориарти. Его делают для фанатов. Они — главная действующая сила и единственная целевая аудитория.
Ради них в сюжете появляются мелкие детали. Зонтик-лезвие Майкрофта из финальной серии — точка создателей фильма на многолетнем споре между поклонниками о том, есть ли у Холмса-старшего с собой оружие в зонтике.
Ради них снимаются даже отдельные серии. Прошлогодняя "Безобразная невеста" — это возможность показать умершего Мориарти на экране ещё раз, позволив его поклонникам наделать десятки гифок с облизыванием пистолета и прочими непотребствами.
Законы драматургии, принципы из "Поэтики" Аристотеля, основы сценарного мастерства могут гореть в аду, если у вас на экране два любимца публики и репутация "модного английского сериала". Вы можете за одну серию поиграть в ужастик, боевик и психологический триллер, не забыв о семейной драме и детективе, — никто не посмеет возразить. Фанатам нужен Шерлок — они его получат.
Элементарно.