Boeing в тумане. Почему упал самолёт в Бишкеке
Эксперты Межгосударственного авиационного комитета считают, что грузовой самолёт промахнулся на взлётной полосе и рухнул на посёлок из-за ошибки пилотов.
Расследовать крушение грузового самолёта Boeing 747 в киргизском международном аэропорту Манас будет Межгосударственный авиационный комитет СНГ в Москве, а также турецкие авиационные власти. По предварительным данным, причиной катастрофы мог быть пресловутый человеческий фактор: в условиях тумана экипаж неверно рассчитал траекторию посадки, поэтому тяжёлый самолёт поздно зашёл на взлётную полосу и ему попросту не хватило места для манёвра — он снёс бетонный забор и рухнул на жилой посёлок. Жертвами катастрофы стали почти 40 человек, ещё несколько десятков пострадали.
Спасательные службы Киргизии и следователи продолжают работать на месте крушения "боинга", который разбился примерно в 7 часов утра по местному времени в понедельник. Самолёт потерпел крушение при заходе на посадку и рухнул на жилые дома дачного участка Сокулукского района.
Крушение в дачном посёлке
По данным Минздрава Киргизии, в Республиканский центр судебно-медицинской экспертизы в Бишкеке уже поступило 31 тело с места катастрофы, из которых шесть — тела детей, а также фрагменты ещё девяти тел. Это и члены экипажа — граждане Турции, — и жители посёлка Дача Су, на который рухнул самолёт. Если с опознанием первых проблем не ожидается, то с местными жителями всё может быть иначе. Дело в том, что у властей нет точных данных и списка жителей этого поселения, которое также известно как дачный посёлок "Авиатор". По предварительным данным, полностью разрушено более 40 домов.
Посёлок Дача Су находится в районе аэропорта Манас примерно в 30 км от Бишкека. Чуть дальше в этой местности находилось строительное управление (СУ), отсюда и пошло название населённого пункта. Дачи здесь появились ещё в советское время. По другим данным, название посёлка может также происходить от киргизского слова "суу" — "вода". Посёлок был застроен небольшими дачными домиками из кирпича. Судя по объявлениям в Интернете, такую недвижимость в посёлке можно купить за 10–35 тысяч долларов США.
Пострадавших жителей посёлка, а также родственников погибших пока разместили в гостиницах Бишкека. Красный Крест поставил около морга палатки для родственников погибших. С ними также работают психиатры.
В 13:30 по местному времени аэропорт Манас начал работать в штатном режиме — принимать и отправлять рейсы. В посёлке Дача Су сейчас работает милиция. Сразу после крушения самолёта там появились мародёры. Уже задержан один из местных жителей.
Следователи Киргизии уже возбудили уголовное дело по факту крушения "боинга". Расследовать причины катастрофы будет комиссия, в которую войдут авиационные власти Турции и эксперты Межгосударственного авиационного комитета СНГ в Москве. Участие специалистов из Турции связано с тем, что в этой стране был зарегистрирован самолёт и управлял им экипаж граждан этой страны. Производитель самолёта — компания Boeing — также заявила, что её технические специалисты готовы оказать любую помощь следователям и экспертам МАК СНГ. Один из бортовых самописцев "боинга" был обнаружен в понедельник днём, специалисты уже занялись его расшифровкой.
По словам источника Лайфа в МАКе, эксперты в ближайшие часы вылетят в Бишкек и будут участвовать в расследовании в составе комиссии.
Ошибка выбора
По предварительным данным, крушение самолёта могло произойти из-за ошибки экипажа.
— Катастрофа грузового самолёта Boeing 747 могла произойти из-за стечения нескольких факторов — сложных метеоусловий и ошибки пилотов, — заявил Лайфу источник в МАК СНГ.
Известно, что самолёт Boeing 747 выполнял рейс карго по маршруту Гонконг — Бишкек — Стамбул. В Манасе он должен был дозаправиться. Из Гонконга в Бишкек самолёт вылетел в 1:10 по местному времени. Когда около 7 часов утра "боинг" подошёл к Манасу, никаких сообщений о неполадках или проблемах на борту диспетчеры от экипажа самолёта не получали. Они сообщили экипажу, что в районе аэропорта сильный туман: нижний порог облачности оценивался примерно в 33 метра при видимости в 150 метров. Такие условия для посадки считаются сложными, но турецкий экипаж всё же решил садиться.
Пилоты завели "боинг" на посадку, но в последний момент ушли на второй круг. Вторая попытка закончилась тем, что самолёт промахнулся и зашёл на взлётно-посадочную полосу слишком поздно — он протаранил фюзеляжем бетонный забор и рухнул на посёлок.
В последний момент экипаж попытался избежать столкновения с землёй и вывел самолёт на предельный угол атаки. От этого груз мог сорваться с крепления и сместиться в хвостовую часть, что только усугубило ситуацию. Похожий случай произошёл с американским грузовым самолётом Boeing 747 в апреле 2013 года в Афганистане. Тогда в результате крушения погибли семеро членов экипажа. По словам очевидцев, на высоте около 350 метров нос "боинга" резко задрало вверх, после чего он упал.
Теоретически у экипажа была возможность отказаться от посадки в Манасе и увести самолёт в аэропорт Алматы в казахскую Алма-Ату. В понедельник утром здесь была похожая погода, однако, в отличие от Манаса, аэропорт Алматы оборудован самой современной навигационной системой, которая позволяет сажать самолёты фактически вслепую.
По данным госпредприятия "Кыргызаэронавигация", аэропорт Манас оснащён навигационной системой VOR — DME, а также посадочным дальномерным радиомаяком. Они позволяют пилоту точно определять положение самолёта в пространстве и расстояние до взлётно-посадочной полосы. В аэропорту используется система посадки ILS NM-7000 норвежской компании NAVIA AVIATION.
Аэропорт Манас отнесён ко II категории по классификации ИКАО. В нём допускается точный заход по приборам, высота принятия решения составляет не менее 30 метров на ВПП. Видимость на взлётно-посадочную полосу при этом должна быть не менее 350 метров.
Аэропорт Алматы относится уже к категории IIIВ по классификации ИКАО. Высота принятия решения на таких аэродромах может составлять менее 15 метров при видимости менее 200 метров. Кроме того, аэропорт Алматы оснащён более современной курсо-глиссадной системой, позволяющей производить посадку самолётов полностью в автоматическом режиме.
В МАКе Лайфу рассказали, что именно из-за ошибки экипажа при заходе на посадку 24 августа 2008 года в аэропорту Манас, в двух километрах от взлётной полосы, разбился самолёт Boeing 737-200 ЕХ-009 иранской авиакомпании "Итек эйр". Тогда из находившихся на борту лайнера 83 человек выжили 26 человек, в том числе и пилоты.
— Как установили наши эксперты, причиной катастрофы стало допущенное экипажем снижение самолёта ночью до высоты ниже минимальной при визуальном заходе на посадку, — рассказал собеседник Лайфа в МАКе.
По его словам, экипаж не выполнил правила визуального захода на посадку: визуальный контакт со взлётно-посадочной полосой должен был быть постоянным. Экипаж также потерял контроль за высотой полёта при выполнении манёвра для повторного захода на посадку.
Выжившие в катастрофе командир экипажа Юрий Гончаров и второй пилот Тимофей Водолагин были признаны виновными в нарушении правил безопасности полётов и получили по 5 лет колонии.
Эксперты МАКа не исключают, что экипаж грузового самолёта Boeing 747 мог совершить те же ошибки.
Экипаж с опытом
Членами экипажа разбившегося "боинга" были граждане Турции: капитан Ибрагим Гюржан Диранжи, второй пилот Казым Ондул, а также Мелих Ослан и Ихсан Кожа. Экипаж подобрался опытнейший. Второй пилот Казым Ондул был ветераном авиации, военным лётчиком в звании бригадного генерала. Он служил в 2009 году в Афганистане и получил высокую оценку от тогдашнего госсекретаря США Хиллари Клинтон.
КВС Ибрагим Диранжи также служил в своё время в Афганистане, где его жизнь как минимум дважды подвергалась опасности в воздухе. Но он сумел оба раза успешно посадить самолёт. В первый раз это произошло в 2010 году, когда Диранжи, бывший тогда вторым пилотом, вёз грузы на авиабазу Баграм в Афганистане. При приземлении оторвалась стойка левого шасси и пилотам пришлось сажать борт только на правое. Через четыре года отчёт показал, что шасси отломалось из-за коррозии, которой не придали должного значения при ежегодном обслуживании самолёта. Во второй раз у самолёта, на котором Диранжи вылетал из Афганистана, отказал один из двигателей. Лайнер удалось аварийно посадить без потерь. К сожалению, на третий раз удача изменила опытнейшему капитану.
Эксперты также склоняются к версии о человеческом факторе и отказе техники. По мнению гендиректора ассоциации "Аэропорт" Виктора Горбачёва, именно ошибка пилотирования или самоуверенность экипажа могла сгубить турецкий "боинг".
— По предварительным данным, катастрофа могла произойти из-за плохих метеоусловий — тумана. Экипаж "промахнулся" по полосе и решил уйти на второй круг, при этом не убрав шасси. Те задели забор, и самолёт упал. То есть чистая ошибка пилотов, — говорит Горбачёв.
Такой же версии придерживается и бывший командир воздушного судна, эксперт по безопасности полётов Александр Романов. Вместе с тем он не исключает, что у самолёта могло отказать бортовое оборудование.
— У лайнера могла отключиться электроника, обеспечивающая посадку. Или какой-то сбой аэродромного оборудования. Два варианта: ошибка экипажа или отказ бортового или аэродромного оборудования. Гадать не хочется. Нужно дождаться результатов расследования, — считает Романов.
Самолёт из бизнес-империи авиаторов
Разбившийся в Киргизии самолёт Boeing 747 был по меркам авиации достаточно молодым. Его построили в 2003 году. Борт принадлежал к грузовой модификации 747-400F, которая может управляться всего двумя членами экипажа и развивать скорость до 922 км/ч. Самолёт мог брать на борт до 124 тонн грузов. Всего в мире, по последней актуальной статистике, таких самолётов было 126. Теперь их осталось 125.
Самолёт принадлежал авиакомпании ACT Airlines. 49% этой авиакомпании владеет китайская HNA Group. Это крупный конгломерат компаний, который занимается перевозками, недвижимостью, финансовыми услугами, туризмом и логистикой. Остальные проценты доли в ACT Airlines (50,9%) принадлежат известному турецкому бизнесмену Даглару Чизмечи (Dağlar Çizmeci). 0,1% остаётся у миноритарных акционеров.
Даглар — брат Явуза Чизмечи (Yavuz Çizmeci), легенды гражданской авиации Турции. Их имена очень хорошо известны в турецкой гражданской авиации. Собственно, и компанию ACT Airlines братья основали вместе в 2004 году, затем половину продали китайцам. Они стали одними из первых, кто в Турции стал применять широкофюзеляжные самолёты для перевозки грузов. Штаб-квартира у них находится в Стамбуле.
Недавно ACT Airlines после ребрендинга превратилась в MyCargo. MyCargo возит грузы, гуманитарную помощь и специальные грузы в Кабул, Кандагар, Басру и Афганистан. Флот компании состоит из 8 воздушных судов. Разбившийся "боинг" входит в список судов авиакомпании. Сам самолёт принадлежал малому количеству хозяев — с 2003 по 2015 год летал в "Сингапурских авиалиниях", пока его не выкупили турки.
Первый брат — Явуз Чизмечи — сейчас вышел из состава акционеров MyCargo. Его имя связано с другой авиакатастрофой, произошедшей близ турецкого города Испарта осенью 2007 года. Тогда 170-местный McDonnell Douglas задел хвостом холм при заходе на посадку и развалился на несколько частей. Все 57 пассажиров и членов экипажа погибли. Как пишет местная пресса, Явуз был совладельцем компании, арендовавшей самолёт в 2007 году, — она называлась Dünyaya Bakış Hava Taşımacılığı A.Ş. По итогам расследования катастрофы Явуза осудили на 11 лет и 8 месяцев.