Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Уведомления отключены

Родителей не должны волновать школьные оценки детей

18 января 2017, 09:00

Фото: © РИА Новости/Константин Чалабов

<p>Фото: &copy; РИА Новости/<span>Константин Чалабов</span></p>

Директор детского медиахолдинга "Академия радости" Марина Солотова — о том, что битва за хорошие показатели только портит жизнь и взрослым, и детям.

Когда моя дочь пошла в первый класс, я активно влилась в миллионные ряды родителей, которые изо всех сил контролируют учёбу своих детей и стремятся во что бы то ни стало добиваться исключительно положительных оценок. У всех этот процесс происходит по-разному. В моём случае он стал кошмаром. Во-первых, у меня появилась вторая работа — я стала репетитором собственной дочери. Во-вторых, дочь не хотела видеть меня в этом качестве. Потому что я пыталась добиться "чтоб всё как положено". Буковка к буковке, сантиметр к сантиметру. Я каждый день смотрела на наклейки в тетрадях, которые заменяют оценки в первом классе, и не спала ночь, если этих наклеек не видела. Если дочь говорила: "Я сама!", я сопротивлялась и считала, что делаю правильно, потому что яжемать.

Три школьных года показали, что девочка моя звёзд с неба хватать не будет и отличницей вряд ли станет. То есть, наверное, стала бы, если бы я мобилизовала все свои и её ресурсы окончательно, до последней минуты и последнего нерва. Но я вовремя задала себе вопрос: "А зачем психически больной мне психически больная отличница?"

В общем, за неделю до начала этого учебного года я торжественно объявила своим детям: "Я не буду больше проверять у вас уроки. Если понадобится моя помощь, я рядом и всегда готова помочь. Если нет, то делайте, как считаете нужным. Я не буду ругать вас за плохие оценки, потому что люблю вас не за пятёрки".

Такой подход дал результат уже на первой учебной неделе. Сын, который раньше категорически отказывался записывать в дневник домашнее задание (потому что считал, что тогда его можно не делать), начал делать уроки совершенно добровольно. Дочь вприпрыжку бежала к рабочему столу. Да, в тетрадях всё не так, как было бы при моём контроле, но все веселы и спокойны, уроки делают самостоятельно и по собственной инициативе, и для меня это главное. Скорее всего, иногда не делают. И бог с ним, на самом деле.

Отвлекаясь от моего частного случая, давайте подумаем: а что даёт наша борьба за оценки? Кроме нервов, испорченных отношений с ребёнком, детских комплексов и страхов? Не становится ли эта борьба попыткой прожить за них жизнь?

Большинство моих учеников уверены в том, что родителей в принципе интересуют только их оценки. "Я плохой сын, потому что у меня три по геометрии", — это цитата. Наказание за низкую оценку — родительская норма. Из-за неё, оценки, мы лишаем детей прогулок, встреч с друзьями, занятий в студиях и секциях — всего того, что на самом деле интересно нашим детям. И гораздо полезнее, между прочим, чем очередная пятёрка. Мы платим им по 10 (кто-то — по 100) рублей за каждую хорошую оценку. Мы бежим в школу договариваться с учителями, чтобы исправили, дали дополнительное задание, ещё раз спросили… зачем?! Что мы получаем в результате?

Есть у меня чудесная ученица, которую наказывают за оценку 4. Мама и папа считают, что девочка может и должна учиться только на отлично. Мне жаль эту девочку. Она призналась мне, что очень хочет всё бросить и работать дворником, потому что от одной мысли о том, что мучения не закончатся в 11-м классе и продлятся ещё 5 лет, ей становится страшно. Учёба превратилась для неё в нелюбимую, жуткую обязанность, от которой никакого удовольствия, естественно, ребёнок не получает. И даже на наших занятиях она постоянно в напряжении, поскольку перфекционизм, заботливо взращенный родителями, зашкаливает, любую нейтральную ситуацию девочка воспринимает как трагедию. Любое замечание — как наказание. Как она будет справляться с таким отношением к жизни? 

Есть ещё одна замечательная девочка, у которой в прошедшем полугодии вышли круглые пары по трём профильным предметам: русскому языку, литературе и истории. А 9 лет до этого были пятёрки. Зарабатывая которые, она не спала ночами и отказывала себе во многих девчачьих радостях, в том числе пошептаться с мамой вечером. Где-то замкнуло, теперь будем долго искать, где...

Был у меня во времена работы в школе мальчик, Лёша. Я взяла этот класс, когда они учились уже в 10-м. В конце первого полугодия мальчишка подошёл ко мне и, честно глядя в глаза, сказал: "Марина Дмитриевна, только по вашим предметам 4 , остальные — отлично". Понятное дело, учительское сердце не выдержало: дала задания, оставались после уроков, переписывали диктанты, дорабатывали сочинения — заработали 5. История повторялась с завидным постоянством 2 года, до самого выпуска. По русскому на пятёрку в аттестате не вытянули, но серебряную медаль парень получил. На выпускном стала рассказывать коллегам, как мы с Лёшей зарабатывали эту медаль, и выяснилось, что с таким текстом мальчик подходил в конце каждого полугодия к каждой из нас! И каждая "вытягивала" парня, потому что думала, что сама где-то недоработала — по всем остальным-то отлично! Чему научился Лёша в погоне за оценками? Возможно, в жизни этот навык человеку пригодится, но я бы не хотела видеть такого деятеля рядом со своей дочерью.

Очень может быть, что многие сейчас сочтут меня не совсем нормальной. Но я теперь убеждена: не стоит нам, родителям, активно интересоваться оценками своих детей в школе. Помогать — да. Радоваться — да. Но расстраиваться, ставить оценки во главу угла, лишать из-за них того, что действительно интересно, наказывать, исправлять любой ценой — не стоит. Иначе мы рискуем тем, что нам на самом деле не о чем будет говорить с ребёнком, когда он закончит школу…

А главные оценки, как бы это банально ни звучало, поставит каждому из наших детей жизнь. И не за знания по алгебре, а за их уверенность в себе, способность проявлять милосердие, умение уважать себя и окружающих, любить, брать на себя ответственность… и с этим учителем нам, родителям, не договориться. Как бы мы ни старались.    

Авторы

Подпишитесь на LIFE

  • Google Новости

Комментариев: 18

avatar
Для комментирования авторизуйтесь!
avatar
Rinad Iskhakov19 февраля, 08:55

Многое зависит от учителя, в его власти сделать так, чтобы дети освоили предмет, а если он только даёт задания на дом и ничего не объясняет?

avatar
Ольга Сейц26 января, 07:45

Сложно не согласиться со статьей. Оглядываясь на собственную учебу, задаешься мыслью о существующей несправедливости: двойка и тройка для родителей всегда трагедия вселенского масштаба, словно завтра ты уже будешь валить лес в Магадане, а четверка и пятерка - само собой разумеющееся. То есть у родителей только две реакции: нейтральная и отрицательная, а где же равнозначная положительная реакция на успеваемость, которая, как ничто иное, может мотивировать ребенка. 

avatar
Sergey Kuznezov20 января, 23:18

Если бы мой сын был моим папой, я к подзатыльникам привык бы как к утреннему завтраку.

Layer 1