Роспотребнадзор: Больше всего просрочки москвичи находят в "Перекрёстке"
Фото: © РИА Новости/Максим Блинов
Торговые сети "Перекрёсток" и "Пятёрочка", которыми управляет X5 Retail Group, оказались в лидерах по числу выявленных Роспотребнадзором нарушений.
Торговая сеть ЗАО " ТД Перекрёсток" заняла непочётное первое место по количеству нарушений санитарных норм, констатировал Роспотребнадзор по Москве. Ведомство подвело итоги рассмотрения жалоб, поступивших от горожан через портал "Наш город" за 10 месяцев 2016 года.
В большинстве случаев (45% от их общего числа) москвичи жаловались на продажу в магазинах продуктов питания с истекшим сроком реализации. Ещё треть обращений (36%) касались нарушения санитарных требований в торговле. Почти каждый десятый (7%) указывал на то, что в магазинах по-прежнему демонстрируют табачные изделия, что запрещено законом, ведь с 2014 года табачная продукция в торговом зале не может находиться на виду у покупателей.
И больше всего нареканий возникло к сети ЗАО "ТД Перекрёсток": за нарушение санитарных норм этим магазинам вынесено 90 протоколов о привлечении к ответственности.
При этом наряду с "Перекрёстком" в тройке лидеров также оказалась другая сеть, находящаяся под управлением X5 Retail Group, — "Пятёрочка". Основным акционером Х5 является бизнесмен Михаил Фридман.
Она за свои нарушения получила от Роспотребнадзора 56 протоколов. Примерно столько же протоколов (58) вынесено в отношении сети "Дикси-юг".
Случаи выявления Роспотребнадзором нарушений в торговых сетях нередко доходят до суда. Так, в частности, лишь через суд в прошлом месяце был привлечён к ответственности "Перекрёсток" за реализацию овощей "с явными признаками гнили и порчи", отмечается в решении. Как было выявлено, в магазине даже не был обеспечен "контроль за температурно-влажностным режимом" при хранении овощей: термометр отсутствовал, журнал учёта температур не вёлся.
Также в декабре суд привлёк "Перекрёсток" к ответственности за продажу продуктов с истекшим сроком годности. В этом случае с проверкой в магазин Роспотребнадзор пришёл по заявлению гражданина, который столкнулся с просрочкой. И в ходе осмотра такие факты действительно были обнаружены. В решении суда говорится: "С пристенных горок и холодильного оборудования осуществляется реализация товаров с истекшим сроком годности. Пищевые продукты находились в реализации с оформленными ценниками". Среди таких товаров были сардельки, сыр плавленый и даже сухарики.
В то же время в конституции закреплено право граждан на охрану здоровья. В связи с этим законом за нарушение санитарных правил в торговле также предусмотрена административная ответственность. Однако при выявлении таких нарушений компаниям может грозить лишь штраф от 10 тыс. до 20 тыс. рублей либо приостановление деятельности на срок до 90 суток. Но в подавляющем большинстве случаев наказание всё же ограничивается штрафом.
Такие меры воздействия далеко не всегда позволяют впоследствии пресечь аналогичные нарушения.
— Иногда компаниям, а особенно крупным, имеющим развитую сеть магазинов, гораздо легче заплатить административный штраф, нежели просто навести порядок в собственном супермаркете, — говорит юрист бюро "Деловой фарватер" Павел Ивченков. — Меры административной ответственности, предусмотренные действующим законодательством, вряд ли можно назвать по-настоящему соразмерными совершённому правонарушению. Да, они высоки для малого бизнеса, но не для сетей, имеющих многомиллионные обороты.
— Полагаю, что для таких крупных сетей, как ТД "Перекрёсток" и "Пятёрочка", предусмотренные административные штрафы нельзя считать существенным наказанием, способным изменить ситуацию, а вот приостановление деятельности — уже более серьёзная мера, — соглашается юрист компании "Юрпартнёр" Екатерина Домовская.
Однако торговые сети пытаются оспорить даже те мизерные в масштабах их оборота штрафы, которые на них наложены. В судах они просят признать незаконным само постановление о привлечении их к ответственности. Иногда им это удаётся: для отмены такого постановления, говорят эксперты, иногда достаточно лишь доказать, что процедура привлечения их к ответственности не соблюдена в соответствии с законом. Например, нарушена процедура взятия проб тех или иных товаров в магазине для проведения их анализа.
Между тем, напомнила замдиректора аналитического отдела "Альпари" Наталья Мильчакова, в Евросоюзе, также как и в России, продавцы несут административную ответственность в виде штрафа за выявленные нарушения. Вот только, например, в Германии средний размер штрафа для продавца составляет около 20 тыс. евро (по текущему курсу — 1,3 млн рублей). Более того, с 2010 года в Евросоюзе за продажу некачественного товара или товара с истекшим сроком годности наказываются коллективно — не только продавец, но и поставщик, производитель либо импортёр данного товара.
Впрочем, в самой компании не согласны с "рейтингом" Роспотребнадзора. По их мнению, необходимо учитывать не абсолютное число жалоб, а относительное — с учётом величины сети и всех юридических лиц, в неё входящих.
— Корректно учитывать именно совокупное количество магазинов наших торговых сетей в столице без разделения их по принадлежности к юрлицам в составе группы, — заявил Лайфу официальный представитель группы X5.