Страховщики смогут чинить автомобили по ОСАГО запчастями с "авторазборок"
Спрос на подержанные комплектующие вызовет увеличение "авторазборок", что, в свою очередь, вызовет всплеск угонов автомобилей, уверены эксперты.
Грядущие поправки к ОСАГО, которые призваны лишить россиян компенсации наличными деньгами после страхового ДТП, могут сделать восстановленные страховщиками автомобили аварийными. Как установил Лайф, страховщики не хотят вносить в законопроект понятия оригинальных или альтернативных (сторонних, но качественных) запчастей, более того, страховые не вводят в законопроект понятие "новые детали" для восстановления автомобиля после ДТП. Таким образом, после появления принудительного ремонта по ОСАГО техцентры страховщиков смогут ставить на разбитые машины запчасти с "авторазборок", а владельцы трёхлетних автомобилей "слетят" с официальной гарантии, предупреждают эксперты.
На то, что в законопроекте поправок к ОСАГО нет определения качества запчастей, обратили внимание юристы российской Ассоциации автомобильных дилеров (РОАД), с представителями которой пообщался Лайф. Сколько денег выделят сервисам на грядущий обязательный ремонт — решение будут принимать исключительно страховщики на основе Единой методики расчёта ущерба по ОСАГО, которую сформировал их главный лоббистский орган — Российский союз страховщиков (РСА). Центробанк раз в полгода будет обновлять базу, основываясь на рекомендациях РСА. Но парадокс в том, что именно те, кто крайне не заинтересованы в увеличении расходов на запчасти, и будут составлять эту базу.
В РОАД направили письмо дилерам и депутатам с просьбой прописать в законе необходимость установки именно новых запчастей.
— Для нормального восстановительного ремонта автомобиля расчёт с учётом износа запчастей в принципе неприемлем. По единой методике страховщиков мы должны применить износ 10% уже на полугодовалую машину, на пятилетнюю — 50%. Тут только два варианта остаётся: или ставить бэушную деталь, или ставить некие кустарные детали. И то и другое просто неприемлемо. Поэтому мы обратились с запросом в РСА. Но это только часть вопроса. Для сохранения гарантии автомобиля, согласно текущим установкам автопроизводителей, необходимо ставить не просто новые запчасти, а оригинальные, иначе такой автомобиль теряет гарантию, — рассказала Лайфу вице-президент РОАД Наталья Жильцова.
Официальные автодилеры хотят, чтобы их включили в число станций, которые будут выполнять принудительный ремонт по ОСАГО, поэтому надеются найти общий язык со страховщиками. Рынок ремонта по ОСГАО дилеры оценили в 100 млрд рублей в год.
В РСА уверяют, что автосервисы будут чинить машины только новыми запчастями, из-за чего, со слов страховщиков, они даже готовы пойти на жертвы — терпеть увеличение на четверть своих убытков по ОСАГО. Лишь бы не судиться с гражданами.
— С введением приоритета натурального возмещения стоимость ремонта (страховщикам. — Лайф) в ОСАГО будет обходиться на 25% дороже. Но главное, что юридические посредники будут лишены доступа к деньгам, а значит — сократятся расходы, не связанные непосредственно с возмещением ущерба (судебные и прочие), — подчеркнули в пресс-службе Российского союза автостраховщиков.
Сейчас в "автогражданке" действует учёт износа запчастей, он не распространится на жизненно важные узлы и агрегаты: такие, как элементы тормозной и рулевой системы (всего 102 пункта). Тем не менее доходит до абсурдных случаев. К примеру, замену бампера пятилетнего внедорожника Toyota Land Cruiser страховые оценивают в 6 тысяч рублей. Даже с таким возрастом эта машина стоит от 2,8 млн рублей, а новый бампер на неё — от 40 тыс. рублей. Но пока что есть альтернатива — граждане получают наличные и ремонтируют машины у частников, а не в авторизованных СТО , что позволяет компенсировать недоплаты по ОСАГО.
С точки зрения закона, страховщикам и связанным с ними сервисам ничто не мешает ставить подержанные запчасти, подчёркивает автомобильный адвокат Сергей Радько.
— Закон обязывает ставить детали, гарантирующие надёжность и безопасность транспортного средства. Ничто с точки зрения закона не помешает автосервисам, заинтересованным сэкономить выделенные страховщиками деньги, так поступить. Причём и доказать, что поставленная запчасть была бэушной и поэтому привела к аварии или поломке, будет очень трудно, — констатирует адвокат.
Рынок запчастей большой, и на нём есть бэушные, восстановленные, неоригинальные и оригинальные детали. Первые две позиции можно ставить лишь на свой страх и риск, и бывают случаи, когда это вполне оправданно. Например, мастера кузовного ремонта малообеспеченным владельцам иномарок часто рекомендуют использовать подержанные кузовные детали, поскольку они качественнее, чем новые китайские подделки. Но то, что допустимо в частном порядке, нельзя поставить на поток. К тому же широкое использование подержанных деталей приведёт к всплеску краж автомобилей для разборок.
Отсутствие конкретной формулировки "новая запчасть" в грядущих поправках ОСАГО, несмотря на все уверения страховщиков, приведёт к росту аварийности, убеждён руководитель компании "Главстрахконтроль" Николай Тюрников.
— Возможность установки не новых и восстановленных деталей пойдёт во вред безопасности. При нынешнем уровне ответственности страховых компаний и станций техобслуживания у россиянина, пострадавшего из-за некачественного ремонта, нет возможности получить многомиллионный штраф, как это происходит в Европе или в США. Необходимо прямо прописать запрет использования подержанных или восстановленных деталей , а в отношении новых — допустить установку неоригинальных, если при этом сохраняются гарантийные обязательства изготовителя автомобиля, — отметил эксперт.