В России появятся автомобильные госкорпорации
Минпромторг рассчитывает направлять коммерческие автомобили проекта "Кортеж" на экспорт.
Фото: © РИА Новости/Юрий Стрелец
Как установил Лайф, в России планируется создание госкомпаний, которые сконцентрируются на разработке автомобильных технологий. Соответствующие положения содержатся в грядущей "Стратегии развития автомобильной промышленности до 2025 года", которую с прошлого года готовит Минпромторг России. На госкомпании планируется возложить обязанность создания единой компонентой базы для всех автопроизводителей России. Эксперты отмечают, что это фактически возврат к системе координации планового автопрома времён СССР.
— Перед Новым годом новая редакция стратегии по автопрому рассматривалась на общественном совете при Минпромторге, там не было всего документа, были лишь ключевые тезисы. В стратегии записано, что в России будут созданы компании под госконтролем, которые будут обладать всеми технологиями и отвечать за их развитие. Но я плохо представляю, как различные автокомпании можно заставить покупать технологии в "одном окне", — рассказал Лайфу вице-президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) Вячеслав Жигалов, ознакомившийся с тезисами стратегии.
Стратегию готовят аналитики консалтингового агентства McKinsey & Company и частично сотрудники подведомственного Минпромторгу автомобильного института НАМИ. В министерстве и консалтинговой компании не смогли предоставить оперативные комментарии Лайфу. Идея о подконтрольных государству научно-исследовательских центрах возникла в Минпромторге после работы над проектом Единой модульной платформы (ЕМП) для "Кортежа" (разработка автомобилей для первых лиц государства), знает собеседник Лайфа в правительстве.
— Изначально концепция "Кортежа" предполагает модульную платформу, которую можно использовать для различных типов автомобилей. Соответственно, комплектующие для таких типов автомобилей до определённой степени одинаковые. В России сейчас иностранные и отечественные автокомпании имеют суммарные мощности по производству до 3–4 млн автомобилей в год, в то время как рынок за год вместе с импортом потребляет всего лишь 1,6 млн автомобилей. Половина мощностей простаивает. Вот и решили: надо снижать издержки за счёт создания унифицированных комплектующих для автозаводов. Условно, генератор для Volkswagen Polo, Renault Logan и машин ВАЗа можно будет купить на одном заводе, пусть и с разными потребительскими свойствами. Это позволит снизить валютную составляющую в продукте, повысить российскую добавленную стоимость. А конечная цель всего этого — экспорт. Вся стратегия затачивается под это, — рассказал собеседник.
Очевидно, Минпромторг всерьёз рассчитывает на экспорт российских автомобилей, в том числе того коммерческого проекта, который ещё только планируется создать на технологиях "Кортежа".
— В последней редакции стратегии прямо сказано о создании "современных конкурентоспособных на мировом рынке автомобилей премиального класса", — рассказал Жигалов из РОАД.
Идея контролируемой государством компании с развитыми компетенциями в автомобильной промышленности могла бы быть интересна Ростеху, который частично владеет КамАЗом и "АвтоВАЗом", а также контролирует крупнейшего поставщика последнего — компанию "Объединённые автомобильные технологии".
— У нас есть предприятия в портфеле, которые уже сейчас создают технологии для автопрома. Нам есть что сказать по этому поводу, — отметил представитель Ростеха.
Впрочем, эксперты сомневаются, что российские компании смогут создать конкурентоспособные комплектующие и убедить иностранцев их покупать.
— Я не поверю, что до 2025 года российский поставщик сможет своими силами вывести на рынок актуальный высококонкурентный и прибыльный продукт. Если за все эти годы в России не появилось хороших надёжных генераторов, которые заинтересовали бы иностранные автокомпании, — я не верю, что за восемь лет своими силами российские производители запчастей смогут сделать такой компонент, — убеждён управляющий партнёр ERUssia Partners Сергей Бургазлиев.
Аналогичного мнения придерживается глава консалтингового агентства "АСМ-холдинг" Александр Ковригин.
— Унифицированные компоненты смогут сделать только Renault вместе с подконтрольным "АвтоВАЗом". А скрестить, к примеру, Volkswagen с Renault будет очень сложно. Конечно, можно продекларировать эту цель в стратегии, истратить на неё деньги, но большого эффекта от этого не будет, — уверен Ковригин.