Какой будет школа через 50 лет
Фото © РИА Новости/Валерий Титиевский
Мои дети не очень любят ходить в школу. Я иногда спрашиваю их об этом и каждый раз получаю примерно один и тот же ответ: это скучно. Им не нравятся уроки, иногда им не нравятся учителя. Мне было важно понять, является ли это исключением. Знаете, мало кому хочется быть белой вороной. И к тому же в таком тонком вопросе, как воспитание детей. А вдруг я плохой отец? Вдруг у других родителей дети с радостью идут в школу каждое утро. И даже просят отвести их в субботу, посидеть на ступенях. Было страшно, и я провёл мини-исследование. Круг моих респондентов исчерпывался моими же знакомыми. И размер исследования далёк от репрезентативного. Я поговорил примерно с 16 мужчинами и женщинами, несистемно, иногда на бегу. Счёт, как говорится, на табло, то есть ниже.
Да, сразу оговорюсь, никто из них не отдавал детей в любого рода "элитарные" школы. География — Москва и Санкт-Петербург, школы, как правило, выбирались по принципу "ближе к дому". Интересно, что почти все считают такой выбор неправильным, безответственным. В основном у моих знакомых в семьях один ребёнок, примерно половина воспитывает ребёнка в одиночку. Возраст детей самый разнообразный, начиная с 6,5 года и заканчивая 15 годами. Пол, рост и вес я не спрашивал, кажется, это слабо влияет на результаты. Основной вопрос звучал так: любит ли твой ребёнок ходить в школу? В зависимости от ответа на этот вопрос я уточнял причины любви. Или нелюбви, как повезло. Я не составлял анкеты, опросники и тому подобное, а просто разговаривал по телефону, глаза в глаза или через мессенджеры.
Картина получилась такая: 12 человек, то есть ровно три четверти, ответили, что нет, не нравится. Оставшиеся выразились менее определённо, сказали, что когда как, то нравится, то нет. Конечно, мне были интересны причины. И, так сказать, тренд. А как долго не нравится? А что должно измениться, чтобы понравилось. И тут впервые возникло слово "любопытство". Странно, говорили многие, мой ребёнок такой любопытный. Может перекопать половину Интернета, чтобы (тут были разные задачки), а в школе его прямо как подменили. Там скучно, тут не нравится. И вроде загорается на чуть-чуть, а потом через четверть опять сдувается. Вроде начинает читать историческую литературу (в том примере в школу пришёл новый историк), а потом бросает и возвращается в социальные сети (может ушёл тот историк, не уточнили).
В общем, не радужный получился результат, по крайней мере в моем круге общения. Хотя и не умаляющий моих отцовских достоинств, но нерадостный для школы. И я задумался, ведь эти дети потом пойдут в вуз или в колледж, потом — на работу. Не могу сказать, что в первый раз об этом задумался. Я достаточно давно работаю со студентами вузов и обращал внимание на такую тенденцию: примерно каждый 7-й или 8-й учится всерьёз. Может, вы тоже вспомните, как было в ваше время? Вот в моё было так: в группе 22 человек, из них четверо учились и к ним стояла очередь за конспектами перед сессией. Остальные… остальные так. И, в общем, наверное, это было всегда, и это нормально. Или не очень?
На мой взгляд — не очень. Я верю, что все мы имеем дар. Каждый из нас превосходен в чём-то своём. В математике, инженерии, плавании, рисовании, организации или делании. Что-то всегда есть, просто это что-то сложно спрятано. Его не всегда просто откопать, и многие из нас натыкаются на этот дар случайно, в разные жизненные этапы. Иногда по причине разочарования, иногда из-за усталости. Но очень редко в результате целенаправленного поиска. И образование — это процесс поиска своего дара. Наверное, основная задача образования — заинтересовать, вызвать то самое любопытство. Не ко всему, конечно, это невозможно. Я понимаю, что задача вызывать любопытство очень энергозатратная. Любой педагог это подтвердит. Но разве нельзя сделать это в течение всего срока обучения (даже не считая детский сад, это как минимум 15 лет)? Хотя бы два-три раза? Ведь это же дорого — иметь на работе, в бизнесе людей без любопытства.
Интересно было бы подсчитать, какой объём потерь? Умозрительно, тот, кому неинтересно в школе, кому потом неинтересно в вузе и, возможно, на работе, сильно менее эффективен. Он менее счастлив, а значит, делает меньше и меньшего качества. Или прыгает между работами раз в полгода-год, ищет себя, увеличивая затраты работодателей на поиск и адаптацию персонала. Было бы лучше, если бы он нашёл себя пораньше? Когда? Думаю, к моменту прихода в вуз. Чуть раньше, в 10-м классе. Он уже знает, кем он будет, где будет учиться, возможно, он уже нашёл, где будет работать. Звучит утопично на фоне моей статистики? Конечно, просто фантастика. Наши дети не хотят идти в школу, а ты хочешь, чтобы они выбрали на много лет вперед? Интересно, как? Что надо изменить? Честно говоря, я не претендую на роль реформатора. Но могу сказать, какими я вижу школьников будущего. Скажем, через 50 лет.
Надо понимать, что через эти 50 лет мир сильно изменится. Он уже сейчас меняется, на наших глазах. Например, если раньше мы могли позволить себе выбирать профессию на всю жизнь, то сейчас мы меняем по три-четыре профессии в течение жизни. Жизнь становится быстрее, динамичнее, и это накладывает свой отпечаток и на образование как систему. Учиться приходится всегда, в течение всей жизни, и умение учиться постепенно становится основным. И через 50 лет мы увидим, как школа не просто учит, но учит учиться. Системно, последовательно выявляя наиболее удобные, присущие ребёнку формы обучения. Его личный ритм, его особенности восприятия. Отрабатывая с ним лучшие подходы к сбору и анализу информации. Пробуя, ошибаясь вместе с ним, но выбирая наилучший подход.
Кстати, об ошибках. Школьник будущего не будет бояться ошибаться. Возможно, мы уже не увидим оценок в том виде, в котором есть сейчас. Ребята будут точно знать, что познание нового невозможно без экспериментов. А эксперимент всегда подразумевает существенную вероятность ошибки. Может быть, принятие ошибок откроет и нелинейность обучения. Может оказаться так, что, выполняя эксперименты, школьник будущего будет строить свою собственную программу обучения какому-либо предмету. Или группе предметов, что ещё вероятнее. Конечно, из имеющихся "строительных блоков", из заранее подготовленных специалистами материалов. Но всё же через 50 лет весьма вероятно, что контрольные работы будут выполняться по графику, который произвёл сам ребёнок.
Впрочем, не совсем так. График произведёт группа детей или проектная команда. Через 50 лет границей, объединяющей эксперименты, производящиеся по межпредметному персональному графику, будет проект. И именно проект, вернее, результат проекта и есть то самое искомое, что может породить любопытство. Что-то, что ты сделал с друзьями своими руками. Что-то, что можно пощупать или, простите, чем можно похвастаться. Проект станет основной "упаковкой" для понятия результата обучения. И, создавая проекты, дети не будут иметь жёстких установок на образ результата. Ведь задача не сделать что-то конкретное и даже не выучить что-то конкретное. Задача, как мы с вами уже поняли, вызвать любопытство к чему-то, что входит (а может и нет) в рамку проекта. Чистое поисковое творчество в команде.
И пару слов про команду. Школа будущего понимает, что навыки взаимодействия с другими людьми являются критически важными. В динамике мира через 50 лет мы не увидим сложных иерархических структур, скорее это будут плоские, временные команды. Состоящие из людей разных взглядов на жизнь, пола, возраста, нации и так далее. Потому что только такие команды, только сочетание противоположностей может породить уникальный результат. А мир будущего ох как будет любить контрастные результаты. И формировать умение общаться со всеми на их языках, убеждать, быть гибким, дипломатичным, сотрудничать, в конце концов, будет школа. Создавая для реализации учебных проектов различные команды, длительные или краткие, из разных детей, объединённых интересом и любопытством.
Я думаю, что через 50 лет у школьника будущего не будет вопроса, идти или не идти в школу. Ведь мало у кого сейчас из детей возникает вопрос, идти или не идти играть с друзьями? Скорее у них возникает вопрос, на какой сервер идти играть с друзьями. Школа будущего — школа игры, школа команд и приключений. Она не может быть устроена по-другому. Потому что школа — это часть окружающего нас мира, его функция. И изменение мира изменит школу. Может быть, где-то это произойдёт уже завтра. Хорошо бы у нас. Очень хочется посмотреть, очень.