Почему вы должны забыть про приложение Meitu
Коллаж: © L!FE
Блогер Павел Городницкий объясняет, как примитивные китайские фотофильтры превращают ленты соцсетей в стихийное бедствие.
Год назад прогремело приложение MSQRD. Оно казалось смешным, оригинальным и высокотехнологичным: обычного человека (не программиста) удивляет, когда виртуальная маска Ди Каприо накладывается на лицо и полностью копирует мимику пользователя. MSQRD оставался в тренде довольно долго и практически не раздражал: разработчики грамотно добавили функцию записи видео, поэтому значительная часть контента была уникальной.
Полгода назад наступил звёздный час для приложения Prisma, которое при помощи нейросетей превращает фотографии в художественные шедевры. В первые дни после релиза создатели "Призмы" с трудом находили мощности для того, чтобы все желающие могли выложить селфи в стиле Ван Гога или Серова. Глупо спорить с тем, что этот фоторедактор поначалу вызывал массовое восхищение — его популярность пошла на спад лишь тогда, когда люди осознали, что Prisma установлена уже у всех.
Сейчас, в январе 2017-го, вирусным стало приложение Meitu, и это полнейшая катастрофа. Если вы видели в соцсетях чудовищные фотографии ваших друзей и знакомых с огромными глазами, то понимаете, о чём идёт речь. Мир захватила программа, в которой нет ничего забавного (как в MSQRD) или эстетичного (как в Prisma).
Самое сложное — не поддаться этой истерике и удержаться от загрузки Meitu на свой смартфон. Ниже — гид-антидот для тех, кто хочет спастись от этого безумия.
1. Китайскому проекту Meitu почти 9 лет. Первые деньги от инвесторов он получил ещё в 2008-м и с тех пор никак не изменился. Пользоваться настолько устаревшими технологиями примерно так же стыдно, как покупать на iTunes хиты с "Евровидения" за тот год.
2. Приложение состоит из простенького редактора (слегка шлифует фотографии) и набора бездарных китайских фильтров. Механизм таков: вы загружаете портрет, на него добавляют лёгкое размытие, кожу неестественно осветляют (в Азии загар не в почёте), глаза увеличивают, а по краям кадра добавляют колхозные блёстки. Никакого эксклюзива, никакой выдумки, ничего такого, что заставляло бы сказать "Вау!" Meitu предельно вторичен: выкладывая снимки, обработанные этими фильтрами, вы расписываетесь в том, что у вас нет вкуса.
3. Meitu запрашивает подозрительно много разрешений. Например, версия для Android узнаёт IMEI каждого девайса, страну, точный адрес и все сведения о модели смартфона. С iOS тоже не всё гладко: вы скачиваете Meitu, а оно распознаёт, сделан ли на iPhone джейлбрейк (получение полного доступа к системным файлам). Каждая установка — маленькая помощь Китаю. Ваши личные данные попадают к разработчикам, которые могут распоряжаться ими как угодно. Например, продать массив европейцам или американцам, которым эти сведения пригодятся для таргетированной рекламы. Скачали Meitu? Поздравляем. Ждите новых рекламных баннеров.
Разговоры с теми, кто уже установил Meitu и радостно выложил фотографию во все соцсети, напоминают беседы с законченными алкоголиками — логику в действиях жертв не отследить.
— Зачем ты это сделал?
— Было интересно попробовать.
— Но ведь можно попробовать и оставить в памяти смартфона. Или удалить. Ты же видишь, что получилось отвратительно.
— Да, согласен.
— А почему выложил?
— Ну, такие фотографии есть у всех, вот я и запостил.
Трёх вопросов достаточно, чтобы получить подробнейший психологический портрет типичного пользователя Meitu. Это неуверенные в себе люди, которые существуют под влиянием толпы. У них нет ни своего мнения, ни внутреннего стержня. Они уже не отличают хорошее от плохого, потому что для них есть только две характеристики — популярное и непопулярное. Собственных мыслей они тоже лишены — им остаётся лишь бездумно постить уродливые картинки в китайском стиле, потому что ничем другим заработать драгоценные лайки (их главная валюта) они уже не могут. "Все сделали — я сделал. Может, и мне лайков перепадёт" — так выглядит траектория их мысли.
К сожалению, такие персонажи — идеальные мишени для рекламы приложений, подобных Meitu. Чтобы завоевать аудиторию, разработчики тратят деньги инвесторов на привлечение знаменитостей. Несколько суперзвёзд выкладывают фотографию с водяным знаком, их несчастные поклонники тут же бегут в магазин приложений, а дальше запускается необратимый процесс, иначе называемый вирусным эффектом.
Уклониться от ударной волны можно только одним способом — думать своей, а не чужой головой. Тогда в эпидемиях с фильтрами останется лишь одна опасность: можно раз и навсегда разочароваться в друзьях, которые радостно подхватывают любой, даже самый никчёмный тренд.