Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
25 января 2017, 04:00

Рифмованные войны. Почему рэперы ополчились на блогеров

Птаха, Оксимирон и Noize MC против Ларина, Хованского и Соболева. Лайф разобрался, что происходит.

Коллаж © L!FE. Фото © РИА Новости/Евгения Новоженина// © VK/Николай Соболев/Юрий Хованский/Дмитрий Ларин

Коллаж © L!FE. Фото © РИА Новости/Евгения Новоженина// © VK/Николай Соболев/Юрий Хованский/Дмитрий Ларин

В российском YouTube опять революция — на этот раз баррикады заняли непривычные стороны — рэперы и блогеры. Они обмениваются оскорблениями, обещают друг друга наказать и обоюдно закрыть карьеру. На первый взгляд, не вполне понятно, что не поделили обитатели, казалось, совершенно разных сфер, но стоит копнуть чуть глубже — и ясно: между кумиром подростков Хованским и соавтором песни "Город дорог" общего гораздо больше, чем кажется.

Лайф уже писал, что блогеры осваивают для себя новую нишу — рэп-песен. В конце 2016-го мощными хитами отметились Ларин, Хованский и Соболев; Эльдар Джарахов, в принципе построивший карьеру на пародийных куплетах, записал трек про игру Pokemon Go. Причины, по которым сетевые артисты вдруг начали плеваться рифмами, можно анализировать долго (собственно, мы это уже и сделали), но важно заметить: поначалу рэперы благосклонно отнеслись к такому вниманию к их культуре. Оксимирон, большой друг Юрия Хованского, порадовался за товарища и даже протащил его в судейство Versus Battle, подарив таким образом билет в местную тусовку, чем Юрий немедленно воспользовался. Примеру последовали другие блогеры, адаптировав самый популярный среди молодёжи жанр под себя, в чём была своя логика, потому что аудитория топового рэпера и топового блогера — плюс-минус одни и те же люди.

Но что-то сломалось: сперва Нойз на камеру отхлестал Хованского, потом всё тот же Оксимирон устроил публичную выволочку (бывшему?) другу, а теперь и Птаха грозится расправиться с Лариным — кажется, в песочнице стало тесно. К коллегам присоединяются всё новые лица: Соболев вступился за Ларина (даром что ребята до этого втаптывали друг друга в грязь), рэперы пишут диссы и твиты; колесница раздора набирает обороты. Лайф разобрался, что происходит.

До войны

Что персонажи с "Ютуба" хорошо уживаются с рэпом, было понятно давно — примерно, с существования группы "Хлеб" и великого произведения "Пацаны не плачут": пародийно-сатирический контекст песен бывших кавээнщиков (основа комического "Ютуба" обычно состоит из них) отлично накладывался поверх гипертрофированно маскулинного настроя хип-хопа — из-за смешения этих двух сфер получалось смешно. Чуть позже родился полноценный жанр рэп-пародий, на который и пришли Ларин с Хованским и другие.

"Бэнг, бэнг, батя в здании" — эту фразу вы наверняка видели где-нибудь в соцсети "ВКонтакте", даже если ни разу не слышали хит Хованского: образ гангстера с пузом и дешёвым пивом отлично закрепился в пародийной нише, потому что настоящие MC выглядят ничуть не лучше, что не мешает им с уверенным лицом рассказывать слушателю про бои на районах.

Параллельно ютуберы раскручивали другой исконно рэперский проект — Versus Battle — онлайн-площадку, где два (иногда) харизматичных исполнителя поливают друг друга грязью. Неслучайно один из самых просматриваемых баттлов — это стычка Хованского с Лариным: 24 миллиона кликов — почти в три раза больше, чем, скажем, противостояние Оксимирона с легендой петербургского андеграунда Крип-а-Крипом.

К набирающему ход тренду присоединялись другие блогеры: Ивангай перепел хит Фараона "Пять минут назад", а Эльдар Джарахов снял для эксцентричной девушки Иры Смелой клип "Алтын". Работа предназначалась для Samsung, но стала хитом (12 млн просмотров) без оглядки на рекламный первоисточник.

Казалось, между двумя субкультурами установилось дружеское сотрудничество: популярные блогеры пишут песни, тем самым легализуя жанр в глазах своих подписчиков, а MC приглашают их для своих проектов. Но негласный договор продержался недолго — всё испортил, конечно же, Юрий Хованский.

 

"Юра, ты заигрался"

У человека-оркестра Хованского и исполнителя песни "Вселенная бесконечна" Нойза МС конфликт был давно: парни подрались ещё в 2014-м, про что потом Юрий долго рассказывал: мол, так бы врезал, но не пустили "жирные охранники". В Интернете охранников нет, и поэтому на презентацию концерта Нойза, где пару строчек можно отнести к стендап-комику, Юрий ответил полноценным диссом: назвал Ивана Алексеева бомжом, усомнился в его успешности и порядочности. Это полбеды — после релиза клипа Юрий открыл "Твиттер", написав примерно следующее:

Многие говорят, что я не должен ругаться с Нойзом: у него дети. Я считаю, он должен был подумать о своих свинорождённых детях прежде, чем залупаться на меня
Юрий Хованский о детях Noize MC

А потом блогер записал видео "Поясняю за биф с Noize MC", где напомнил, что мама Нойза скончалась от рака, добавив свою версию трагической смерти: "Потому что раком стояла, наверное".

Такого поведения не выдержал даже Оксимирон — давний соратник Хованского. В своём "твиттере" он поставил блогера на место:

И напомнил: Юрий, как бы ни пытался влезть в рэп-тусовку, — лишь комик, и ему в этой сфере не место. Хованский довольно искренне извинился, потёр скандальные твиты и видео про мать Noize MC, но обиду, как потом выяснилось, затаил. В конце декабря он разразился роликом "Прости меня, Оксимирон". В сатирическом клипе блогер "сожалел" о своей самонадеянности:

Прости, я думал, что можно просто начать читать рэп\ Никогда не был в таком глубоком заблуждении\ Рыжего … никто не предупредил, что слово "рэпер" должно быть в свидетельстве о рождении
Юрий Хованский "извиняется" перед Оксимироном

Ролик собрал 17 миллионов просмотров — и это почти в два раза больше, чем вторая по популярности песня, выложенная на канале oxxxymironofficial — "Детектор лжи".

После этого лёд треснул: когда публично рассорились главные представители тандема "блогер-рэпер", остальные поняли, что можно высказывать своё недовольство — и это немедленно произошло.

Птаха и блогеры

18 января музыкант Птаха, он же Зануда, он же Давид Нуриев, он же автор строчки "Папиросы, папиросы, принесут мне лавандоса", дал интервью Лайфу и высказался, что блогерам не место в рэпе — почти как его вечный оппонент Оксимирон.

К самим блогерам у меня претензий нет, но когда эти ребята начинают лезть в хип-хоп-культуру и делать вид, что они рэперы, этого мы уже не приветствуем. Будем искоренять таких клоунов, как Хованский и Ларин, из нашей темы
Птаха о пороге вхождения в рэп-индустрию

Дальше экс-участник "Центра" разошёлся не на шутку:

За слова надо отвечать, я надеюсь, улицы услышат меня, Сашу ST, Pra(Killa’Gramm), Смоки Мо, Айки Душевного, Ямыча и всех остальных, кто поддерживает нас. Не надо к нам со своим уставом заходить, у нас свой есть. Уже два года блогеры строят из себя рэперов, но шутки кончились. Мы переходим к действиям

Чуть позже в соцсети "ВКонтакте" Давид Нуриев добавил, что не любит блогеров в том числе и за аморальность, и за пропаганду сомнительных принципов. И хоть он и заявил, что "бить этих уродов мы не можем", блогеры тут же подняли панику: Ларин записал видео "Не убивай меня, Птаха", а Хованский по старой привычке вкинул гангста-клип.

Здесь есть небольшой нюанс. В отличие от блогерской сферы, где конфликты случаются каждый день, а заканчиваются в лучшем случае театрализованным поединком, рэперы чуть чаще приводят слова в действия. Мы как-то писали о конфликте Басты и "Немагии", и ростовский MC явно давал понять: легко не будет (так и было). Птаха — один из тех, кто не боится вызвать оппонента на драку, а потом в этой драке навалять. Он уже расправлялся с андеграундным исполнителем Obe 1 Kanobe, а ещё кинулся на юного Lazy MC, который посмел читать оскорбления в присутствии Давида. Возможно, поэтому ютуберы так встрепенулись: угроза получить по лицу за свои песни стала реальной.

Но нет худа без добра: блогеры неожиданно объединились в противостоянии перед грозным соперником. Соболев, ещё пару месяцев назад поливающий Ларина, записал в поддержку видео:

Вы знаете, если после 20 лет карьеры Птахи его репутацию может испортить Дмитрий Ларин, то грош цена такой культуре и такой карьере. Рэп — это музыка, и читать под бит — это право любого человека, и право любого человека выбирать, как это делать и о чём читать
Николай Соболев о неприкосновенности рэп-культуры

Юрий Хованский ответил, как уже сказано, песней, но общий посыл был аналогичным: делаем, что хотим, а ваше недовольство нас не волнует.

Столкновение культур

На самом деле, в этом, казалось бы, смешном бифе между одними артистами и другими есть важный подтекст, который можно экстраполировать на любые другие отрасли — будет смотреться точно так же. Годами субкультура рэперов была закрыта от влияния остального мира — широкие штаны, "это только для своих", свой язык и свои кумиры. Но мир как-то так извернулся, что смог проникнуть в хип-хоп — первыми это поняли западные исполнители: Эминем не стесняется записываться с Рианой, а Джей-Зи — ходить за ручку с Обамой. Россия со временем тоже выучила мантру "рэп — новый поп", что прекрасно видно по "новой школе": в одной из песен Фараона можно услышать, например, гроулинг — приём из металла — исконного врага любого рэпера. До "стариков" эти перемены доходят с трудом, поэтому блогеры попадают в перекрестие прицела от аксакалов движения: куда вы, мол, со своими претензиями — позорите культуру.

Точно так же к веяниям моды относятся, например, фанаты старорежимных ролевых игр: трейлеры Mass Effect: Andromeda вызывают у них зубную боль и несварение желудка; аналогичные чувства испытывают любители квестов и стратегий прошлого века. Но с хип-хопом есть дополнительная сложность: эта форма музыки, изначально направленная на выплеск агрессии и поиск оппонента, ко второму десятилетию подошла разоружённая: врагов больше нет, рэперов все любят, за широкие штаны больше "не спрашивают". С этим кризисом столкнулись и на Западе: безобидный, в общем-то, куплет Кендрика Ламара в треке Control всколыхнул всю Америку; российским МС тоже остро нужны супостаты, потому что привычные раздражители больше не работают. А тут блогеры, набрав по два миллиона подписчиков, огульно лезут "в культуру" — ну как тут не дать взволнованное интервью?

Предыдущий текст о претензиях ютуберов в отношении рэп-сцены мы заканчивали пророчеством: обе сферы смешаются, рэперы запишут блог, а блогеры — новый хит. И, несмотря на Птаху и других, так и происходит: одиозный батлер Лёха Медь успешно реализовал себя во влогах, небезынтересный музыкант Illumate пишет декодинги, а Ларин, Хованский и Соболев — ну вы уже знаете. Та самая культура, за которую так радеют рэперы старой школы, благополучно приняла в себя новых птенцов, как бы на это ни возмущался автор трека про "отходос".

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar