Мединский придумал, Лайф написал. Курс истории российского кино для школ

26 января 2017, 11:53

Коллаж: © L!FE. Фото: © РИА Новости/Евгений Биятов © Кадры фильмов/Кинопоиск+

<p>Коллаж: &copy; L!FE. Фото: &copy; РИА Новости/Евгений Биятов &copy; Кадры фильмов/Кинопоиск+</p>

Министр культуры Мединский предложил преподавать в школах курс российского кино. Лайф предлагает свой вариант учебной программы.

Идея проводить в школах курс истории российского кино принадлежит министру культуры Владимиру Мединскому. Новый министр образования Ольга Васильева тоже не против.

С другой стороны, школьников новый предмет вовсе не обрадует, а вгонит в очередную подростковую депрессию. Кроме других гуманитарных предметов, где показывают старые фильмы — уроков литературы, МХК и истории, — появится ещё один, где скучное кино придётся смотреть ещё и в виде домашнего задания.

Так что в случае, если этот курс всё-таки введут в обязательную программу, нужно будет проконтролировать, чтобы эти уроки не были унылыми и не отбили у школьников охоту смотреть отечественные фильмы. 

Учебный план по курсу "История российского кино" 

Вкратце можно упомянуть то, как в 1896 году в петербургском саду "Аквариум" прошёл первый в Российской империи кинопоказ. Впрочем, это так же неинтересно, как самые первые российские фильмы.

"Понизовая вольница" будет совсем непонятна без киноведческого комментария. Всё же картина, надо признать, сейчас выглядит смехотворно. То же и с первым полнометражным российским фильмом "Оборона Севастополя": можно показать отрывки, но он довольно анахроничный.

А вот дико сюрреалистичный кукольный мультфильм "Прекрасная Люканида", в котором классическую литературную историю разыгрывают... жуки, стоит показать целиком. Это великолепное кино. Выглядит это как ретро-Линч. 

Из кинематографа Российской империи надо выбрать фильмы, название которых хоть что-то говорит школьникам. Например, фильм "Портрет" Всеволода Мейерхольда (того самого), который снят по "Портрету Дориана Грея". Интересно сравнить фильм с экранизацией 2009 года, где играет Колин Фёрт.

Чуть позже вышел крутой фантастический фильм "Аэлита" Якова Протазанова. Его можно показывать сразу с середины, с момента, где появляются якобы марсиане с дикими причёсками и костюмами.

В 20-е годы противостояние между игровым и документальным кино обрело конкретных исполнителей: Сергей Эйзенштейн и Дзига Вертов. Пусть классическая картина "Броненосец "Потёмкин" Эйзенштейна сейчас считается великой, но школьникам всё же придётся по пунктам объяснить, чем же она так важна для развития мирового кинематографа.

Сам фильм лучше оставить на дом, а на уроке можно рассмотреть главные его эпизоды: современные пародии на сцену с лестницей, известный ляп с расстрелянной женщиной, которая шевелится в разных кадрах. Школьники поймут, что на самом деле отсылки к "Броненосцу" есть в куче известных фильмов, которых они и так видели. Главное — чтобы не казалось, будто "Потёмкин" — совершенно забытый фильм, никому уже не нужный.

С другой стороны, один из главных документальных фильмов в кинематографе — "Человек с киноаппаратом" Дзиги Вертова. Чтобы объяснить это, стоит посвятить хотя бы один урок картине, показав её целиком. Можно попросить учеников объяснить, что же имелось в виду в этом смонтированном наборе эпизодов документальной хроники. Наверняка они окажутся правы: любой вариант будет правильным.

Стоит рассказать также и о дальнейших судьбах кинематографистов. Например, о том, как Эйзенштейн снимал в Мексике неоконченную документалку. Или как Дзига Вертов придумал первые киноклубы и вообще сам видеоформат подачи новостей: короткие интригующие видео без комментариев, показывающие ту самую Россию, которую мы потеряли.

Из довоенного кино стоит выбрать самое весёлое. Тех же "Весёлых ребят" — мюзикл с танцами и песнями. Его сейчас можно хоть с "Ла-Ла Лендом" сравнить, хоть с "Чикаго". "Цирк" тоже великолепно подойдёт. Оба фильма при этом — совершенно классический кинематограф, а "Весёлые ребята" получили главный приз на Венецианском фестивале.

Эпоху малокартинья (1943–1953 гг.) можно смело пропустить: там правда мало картин. При этом хочется из послевоенного кино выбрать не самые известные фильмы, хотя без классики всё равно не обойтись.

Картину "Летят журавли" школьников надо заставить посмотреть дома. Этот величайший фильм о войне не так очевиден, как может показаться на первый взгляд. Продемонстрируйте отдельные эпизоды с приведённой трактовкой: о том, как пугающая люстра остаётся одна висеть в разбомблённом доме, будто бы нарушая законы физики; о том, как агрессивно выглядящие противотанковые ежи на улицах разрушают ощущение московского уюта, и так далее.

Да, это классика, которую нельзя не показывать. Но ни в коем случае нельзя допустить того, чтобы школьники думали о советском кино как о наборе военных картин, созданных по заказу партии.

Есть же работы Марлена Хуциева — одного из главных советских лириков. Его кино совершенно точно молодёжное, понятное и красивое. Фильмы "Весна на Заречной улице" и "Мне двадцать лет" хочется показать целиком, но наверняка не получится втиснуть их в рамки школьных уроков. Заодно стоит сказать пару слов о Геннадии Шпаликове, который написал сценарий фильма "Я шагаю по Москве" с безусым Михалковым, и о его единственной режиссёрской работе "Долгая счастливая жизнь". 

Драма Михаила Ромма "Девять дней одного года" ученикам наверняка покажется интересной из-за классического противостояния физиков и лириков, теоретиков и экспериментаторов, на которых они уже неизбежно поделились к старшим классам. Одержимость собственным делом станет им знакома чуть позже. Ещё там снялись все те актёры, которых школьники не обязательно знают в лицо: Баталов, Смоктуновский, Евстигнеев. Хоть запомнят.

Разбавить классику можно жанровыми самобытными картинами. Феномен советского вестерна, который прозвали "истерном", описывается на примере всем известных "Неуловимых мстителей". В них почти всё то же самое, что и в любой американской "Великолепной семёрке": смелые (красные) ковбои, злые капиталисты (атаманы) и бескрайние (кубанские) прерии под ногами.

Сложный разговор об Андрее Тарковском придётся начать с "Иванова детства" — самого, наверное, зрительского фильма мэтра. Всё же довольно сложно объяснить, не ударяясь в хардкорное киноведение. Так что Тарковского придётся обобщать до самых живописных сцен: в подземелье, в окопах и финал.

Вообще же, заставлять смотреть Тарковского нельзя. К этому нужно прийти самому, так же как люди приходят, например, к "Анне Карениной" Льва Толстого, не включённой в школьную программу. 

Из творчества Станислава Ростоцкого имеет смысл взять чуть ли не главный фильм школьной тематики — "Доживём до понедельника". Это крайне серьёзное кино о человеческом надрыве и кризисе среднего возраста всё же не всенародно известно. Ученикам же оно будет близко в том числе потому, что проблемы и учеников, и учителей будут им понятны.

Другая картина о человеческой природе, "Начало" Глеба Панфилова, будет понятнее школьникам, которые хоть немного смотрят кино масштабом поменьше блокбастера. Тонкая мелодрама о провинциальной девушке, которая страстно мечтает стать актрисой и попадает из своего ДК в фильм про Жанну д'Арк, говорит многое о сложности перемен в жизни. Фильм, кстати, недлинный, можно показать его в классе целиком.

В контексте советского кино много придётся вспоминать о фильмах про войну. Противопоставим им советское экшен-кино. В начале 70-х отечественный кинопром перестал быть рентабельным, и потому появилось множество наивных и очень ценных зрелищных картин. Другие большие экшен-картины — это "Экипаж", самый значительный фильм-катастрофа о пилотах пассажирских самолётов, а также "Пираты XX века", самый кассовый советский фильм в истории, боевик, где впервые показали приёмы карате. Важно отметить, что и в таких советских блокбастерах главное — не эффекты, а человеческая история.

Без Никиты Михалкова в истории российского кино никак не обойтись. Его "Неоконченная пьеса для механического пианино" — пожалуй, лучшая картина режиссёра — может показаться школьнику попросту скучной: снято по Чехову, все герои вычурно говорят, ничего конкретного не происходит. Хочется надеяться, что хоть концовка, полная экзистенциальной тоски, как-то тронет ещё новое, но уже потерянное поколение. К тому же фильм проясняет многое из того, о чём говорилось в программе по литературе, как бы кондово это ни звучало. 

"Мой друг Иван Лапшин" Алексея Германа вряд ли получится преподнести как остросюжетное кино, даже несмотря на вроде бы криминальную завязку. Хоть концовка и являет собой эталон грязного советского боевика, всё же это скорее кино про запечатлённый на плёнке материальный мир Союза 30-х годов. Вряд ли многие проникнутся этой картиной, но если вдруг такие найдутся, то тогда они перейдут на что-то очень серьёзное вроде "Хрусталёв, машину" и даже станут кинокритиками в какой-то момент.

В перестроечном кино самым примечательным для юного зрителя будет картина "Курьер" Карена Шахназарова. Бездельник, не поступивший в институт, шатается по Москве, работает в бессмысленной газете "Вопросы познания" и подсознательно пытается понять, куда ему двигаться дальше по жизни. 

Тем ценнее этот тонкий и поэтичный фильм будет для одиннадцатиклассников, некоторые из которых после ЕГЭ окажутся в той же ситуации.

Общие указания. Любое упоминание фильма должно дополняться демонстрацией небольшого фрагмента картины с самым зрелищным или комичным моментом (для поддержания внимания). В целом лекционная часть не должна быть больше, чем кинематографическая: всё-таки смотреть кино намного интереснее, чем слушать о нём сухую теоретическую выжимку.

Вообще говоря, не стоит позиционировать историю российского кино как академичный курс. Киношка (видимо, так прозовут школьники предмет) должна ощущаться как физкультура, как ненапряжный предмет, не портящий им жизнь, как неожиданный перерыв в школьном расписании.

Авторы

Подпишитесь на LIFE

  • Google Новости

Комментариев: 0

avatar
Для комментирования авторизуйтесь!
Layer 1