Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
24 января 2017, 13:25

"Между небом и землёй". Зачем православным врачам изучать состояние комы?

Общество православных врачей Петербурга попросило всех желающих присылать истории, описывающие опыт нахождения в состоянии комы. В организации поясняют, что результаты собственных исследований можно будет использовать при оказании "церковной помощи" пациентам. Что это за помощь и зачем она нужна, выяснял Лайф.

Фото: © flickr.com / Louish Pixel

Фото: © flickr.com / Louish Pixel

Предложение поделиться собственным опытом пребывания в коме или соответствующими рассказами своих близких появилось на сайте общества православных врачей ещё в декабре минувшего года. Специалисты пообещали, что в ответ всем тем, кто захочет поучаствовать в исследовании "Ретроспективного анализа опыта клинической смерти", вышлют соответствующую анкету.

Отметим, что клиническая смерть и кома — не синонимы. В состоянии комы отсутствует сознание, а при клинической смерти ещё и дыхание и сердцебиение.

Общество православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого) (ОПВ СПб) позиционирует себя как "профессиональное объединение врачей различных специальностей, исповедующих православную веру". В описании на сайте организации говорится, что "общество специализируется на оказании медицинской и пастырской помощи, а его участники трудятся во многих ведущих высших медицинских учебных заведениях города и крупных больницах".

Достучаться до пациента в коме

Как рассказал Лайфу отец Сергий (Сергей Филимонов), протоиерей, председатель общества, который также является хирургом-оториноларингологом, организация действительно начала детально заниматься изучением вопроса так называемого состояния безответного бодрствования. Поводом к этому послужило исследование учёных из Бельгии, результаты которого показали: далеко не всех людей, находящихся в состоянии комы, можно считать абсолютно бесконтактными.

— Крупные учёные, которые находятся в Бельгии, выяснили, что часть таких людей контактна. Почему существует такой термин – "безответное бодрствование"? Мы считаем, что они неконтактны, а на самом деле они ощущают себя как личности. Он установил с этими людьми связь, ему удалось при помощи современной аппаратуры наладить контакт с людьми, которые находятся в таком состоянии. Мы не исключаем возможность провести аналогичное исследование, чтобы посмотреть, насколько возможно с этими людьми в церковном плане установить контакт, — поясняет Сергей Филимонов.

Стивену Лаурейсу (Steven Laureys) из университета Льежа, на исследование которого ссылается отец Сергий, ещё несколько лет назад вместе с группой коллег удалось получить осмысленные ответы на свои вопросы от человека, по всем клиническим признакам давно являющегося невосприимчивым к окружающей среде. При помощи магниторезонансного сканирования они показали, что пациентка отвечает на голосовые команды изменением деятельности мозга, оставаясь тем не менее в коме. По результатам всего эксперимента его авторы выяснили, что 5 из 54 пациентов, предположительно, находившихся в вегетативном состоянии, смогли намеренно контролировать деятельность своего мозга.Авторы опыта также предположили, что некоторые из таких больных, вероятно, в состоянии участвовать в принятии решений относительно их медицинского обслуживания. А сам Стивен Лаурейс заявил, что выводы исследования должны перестроить принятые ныне этические и правовые нормы.

— Я убеждён, что мы должны адаптировать наши стандарты заботы о пациентах и наши этические и правовые нормы с учётом этой новой технологии, — сказал он.

Этическую сторону вопроса ставят во главу угла и в Обществе православных врачей и уточняют, что результаты собственных исследований можно будет использовать и при оказании "церковной помощи".

— Это расширяет возможность церковной помощи таким больным, — продолжает отец Сергий. — По итогам исследования мы получили резюме, которое совпало с мнением практиков-реаниматологов: каждого такого больного нужно считать контактным. Священник должен считать любого человека, который находится в коме, не потерянным, а находящимся между небом и землёй. Среди этих так называемых потерянных могут оказаться люди, которые очень нуждаются в любви, помощи, поддержке. Методы воздействия есть врачебные, а есть церковные. Это расширяет практику душепопечения таких больных, помогает священнику осознать, как по-другому вести себя с такими больными, какие рекомендации давать родственникам в плане поддержки таких больным.

Не исключает отец Сергий, что результаты теперь уже отечественного исследования помогут и в изменении традиций российской реаниматологии.

— В нашей реаниматологии практически не пускают родственников к больным, за рубежом сплошь и рядом пускают и считают, что родственники, находящиеся вокруг больного в коме, могут очень много принести пользы и душевного тепла. Поэтому, возможно, потребуется пересмотр вот этого отношения, традиции в реаниматологии, — резюмирует председатель общества православных врачей.

Впрочем, пока о публикации официального документа (с указанием точного названия, целей и задач) не может быть и речи, уточняет он: исследование ещё проходит этическую экспертизу.

Что бывает в обычной медицинской практике?

Причиной комы чаще всего является острое нарушение мозгового кровообращения. К такому состоянию может привести инсульт, различные травмы и интоксикация. В последнем случае дело касается как наркотических препаратов, так и различных инфекций, а также таких заболеваний, как диабет, острая почечная или печёночная недостаточность, объясняет врач-невролог Александр Серик.

При этом само состояние комы неоднородно и может характеризоваться различными признаками. Например, при коме 1-й степени человек, как правило, не реагирует на болевые раздражители, но у него сохраняются рефлексы.

— Эта кома, по своей сути, возможно, самая благоприятная из всех, потому что пациент, выходя из неё, может возвращаться к вполне обыденной жизни с какими-то неврологическими нарушениями, — уточняет врач-невролог. — Тогда как при коме 2-й степени уже можно констатировать, что кора головного мозга очень страдает. То есть то, что отвечает за наши высшие функции — за нашу память, мышление, концентрацию внимания, восприятие окружающего мира. Чаще всего те, кто выходит из этого состояния, имеют неврологические расстройства, это могут быть и двигательные нарушения, и речевые, и зрительные, нарушения памяти и всё что угодно.

По словам медика, в большинстве случаев пациенты, которые выходят из комы, просто просыпаются и ничего не могут вспомнить. Впрочем, реагировать на окружающее они иногда всё же способны. Например, при коме 1-й степени люди действительно могут слышать речь, но, конечно, никаких сигналов при этом не подавать.

— Они даже могут потом сказать, что "вот, я слышал, как врачи между собой говорили или медсёстры общались". Но не более того. Да, они могут воспринимать слуховые раздражители, но, собственно, к сожалению, и всё, — говорит врач.

Скептически относится медик и к многочисленным рассказам о свете в конце тоннеля и изменении души.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar