"Притяжение". Москва для москвичей
26 января в прокат выходит блокбастер Фёдора Бондарчука "Притяжение" — история о пришельцах из космоса, которые потерпели крушение в московском Чертанове и столкнулись с лютой ксенофобией его обитателей. О том, почему фильм заставит вас пересмотреть своё отношение к мигрантам и гастарбайтерам, — в обзоре Лайфа.
Коллаж: © L!FE Кадры из фильма: "Притяжение"/Кинопоиск
Над Москвой замечен неопознанный летающий объект. Российские военные решают от греха подальше его сбить, причём прямо над Чертановом. Космический корабль падает, в результате чего гибнет 200 мирных жителей. После неудачного первого контакта место крушения обносят забором, а в районе объявляют комендантский час. Тем временем в Чертанове возникает вполне настоящая атмосфера ненависти, а в социальных сетях набирает силу движение против инопланетян.
Зрители уже много лет ждут, когда же наши кинематографисты снимут голливудское кино, но с отечественным колоритом. Человеком, который смог это сделать, оказался Фёдор Бондарчук — режиссёр самого кассового фильма в новейшей истории ("Сталинград") и самого серьёзного, где фигурирует розовый танк ("Обитаемый остров"). "Притяжение" берёт на вооружение наработки нишевых зарубежных фильмов об инопланетном вторжении — "Района № 9" и "Чужих на районе". Из первого фильма была позаимствована мокьюментари-стилистика, а из второго — романтика спальных районов.
Но главное — "Притяжение" адаптирует понятный для российского зрителя месседж. Все фильмы об инопланетянах так или иначе поднимают тему ксенофобии и отношения к иммигрантам. Это глобальная проблема, которая актуальна не только для трамповской Америки, но и для собянинской Москвы. В прошлом году на "Кинотавре" показали потрясающую документальную ленту "Чужая работа", которая лишний раз напомнила, как мало мы знаем и хотим знать о "гостях столицы". "Притяжение" имеет все шансы рассказать об этом не только фестивальной публике, но и обычным зрителям. Тем самым, которые, услышав немецкую речь, не прочь крикнуть "Гитлер капут!", а при встрече с американцем ввернуть "Обама — чмо".
Таковы и главные герои "Притяжения" — только стереотипы они примеряют уже не на иностранцев, а на инопланетян. Сколько раз увидел пришельца — столько раз его и убей. Если пришелец — значит захватчик и оккупант. Попытаться выйти за границы этого образа способны немногие персонажи. И это уж явно не те, кто встречает инопланетян с арматурой в руках.
Жители Чертанова показаны, конечно, разные, но на первый план выбивается банда, словно сбежавшая из "Вестсайдской истории". Эти ребята всегда готовы выйти раз на раз, а в случае чего могут и бейсбольной битой огреть. В одной из сцен они устраивают драку между собой, в другой — играют в чертановский "Стопхам", пытаясь успокоить дорожного лихача. В общем, жизнь в экранном Чертанове кипит и без пришельцев — после их прибытия они разве что становятся более удобной мишенью для агрессии. "Надо было вам в Финляндии падать", — с сочувствием комментирует давление на приезжих героиня Ирины Старшенбаум. С другой стороны, как показало прошлогоднее "Прибытие", где ни падай, всё равно нарвёшься.
После "Притяжения" поневоле начинаешь гордиться российским кинематографом, а вот за саму державу немного обидно. Гордость — за высокий технический уровень, обида — за то, что фантастический фильм оказался слишком близким к действительности. Но тут, как говорится, нечего на зеркало пенять.