В нашем "Раю" не будет "Оскара"

Кинообозреватель Лайфа Егор Беликов — о том, почему российский фильм, выдвинутый на "Оскар", так и не был номинирован.

24 января 2017, 18:30
<p>Коллаж: &copy; L!FE Фото: &copy;&nbsp;AFP/EAST NEWS &copy; Кадры фильма: "Рай"/Кинопоиск</p>

Коллаж: © L!FE Фото: © AFP/EAST NEWS © Кадры фильма: "Рай"/Кинопоиск

"Рай" Андрея Кончаловского так и не попал в шорт-лист премии Американской академии. Кстати, это уже второй фильм Кончаловского с такой судьбой: его "Дом дураков", фарсовую картину про Чеченскую войну, где он также снял в главной роли жену Юлию Высоцкую, выдвигали в 2002 году. 

В общем, не свезло российскому кинематографу, не начнётся никакой новой волны интереса к отечественному кино, которая существовала в девяностых (но которую российское кино никак не оседлало). Хотя, с другой стороны, чем бы нам помогла номинация на "Оскар"? Безусловно, это было бы довольно престижно, но вряд ли взволновало бы даже Кончаловского.

Андрей Сергеевич давно уже не считает себя российским режиссёром. После длительной американской одиссеи, во время которой он снимал фильмы с Сильвестром Сталлоне, Куртом Расселом и Вупи Голдберг, постановщик этот давно стал космополитом. Это наиболее заметно по его "Раю", который вовсе не является российской картиной, а скорее европейской по духу, стилю и посылу.

Единственный русский персонаж в нём — это княгиня, которую играет пресловутая Высоцкая. Да и она уже давно живёт в парижской эмиграции. Действие происходит во Вторую мировую, но Красная армия в кадре ни разу не появляется.

В общем, можно было бы даже назвать "Рай" фильмом французским, уж слишком многое в нём говорит об их кинотрадициях. Так что навряд ли неуспех "Рая" можно объяснить каким-либо антироссийским заговором. Конспирология в этом поле явно неуместна, ведь "Оскар" чаще всего довольно космополитичен.

Кстати, в шорт-лист попали целых две картины не из Европы. Номинировали скучнейшую этнографическую мелодраму "Танна" из Австралии и камерный фильм "Коммивояжёр" оскаровского лауреата из Ирана Асгара Фархади. При этом один из главных европейских фильмов этого года, картину "Она" Пола Верховена, даже не включили в шорт-лист по этой номинации.

С другой стороны, о заговоре США против Европы говорить уж точно не приходится. Безусловным фаворитом в образовавшемся списке кандидатов является "Тони Эрдманн" — европейская сенсация, которую жюри парадоксально проигнорировало в Канне. Правильно говорят про это кино, что оно заставляет забыть о кризисе, в котором якобы находится мировой кинематограф. Трёхчасовая немецкая комедия стала абсолютным фаворитом на Евро-"Оскаре", где получила статуэтки во всех без исключения главных номинациях. Очевидно, что картина Марен Эд в итоге и получит золотого болванчика.

Но вернёмся к "Раю". Кончаловскому в данном случае, скорее всего, не повезло с тематикой. Академикам, которым показывают каждый год почти что одно и то же, могла попросту надоесть тяжёлая тема холокоста.

В предыдущие два года только фильмы о чудовищных последствиях нацистского режима и получали статуэтки. Это были "Ида" Павла Павликовского и "Сын Саула" венгерского дебютанта Ласло Немеша. Возможно, это звучит цинично, но всё же и эксплуатация темы войны довольно типичная для околоавторского кино.

Короче, нет никаких заговоров. Объяснить психологию толпы, состоящей из американских академиков, не так уж сложно. Они уже признали Кончаловского как состоявшегося автора и ветерана кинематографа. Ведь он до последнего оставался в лонг-листе, даже когда в нём осталось всего 9 фильмов. Жаль, конечно, что теперь у нас не осталось никакой надежды на российский "Оскар", а предыдущий мы получили 23 года назад. С другой стороны, за эти годы, как и за Год российского кино, торжественно проведённый Минкультом, ситуация с отечественными фильмами лучше не стала. Так что не стоило и думать, что заокеанская награда могла бы что-то изменить.

Авторы

Подпишитесь на LIFE

  • Google Новости

Комментариев: 2

avatar
Для комментирования авторизуйтесь!
avatar
Николай Ващилин27 января, 16:52

Егор Беликов. Ваше отрицание заговора молозначимо....Вы даже не знаете, что на ОСКАР номинировался фильм А.Кончаловского &quot;Поезд-беглец&quot;  с Джоном Войтом &#x2F;номинация на лучшую мужскую роль&#x2F;. И тем более ошибочно утверждаете , что в 1995 году ОСКАР был НАШИМ. Фильм &quot;Утомлённые солнцем&quot; был французским с приглашённым режиссёром Никитой Михалковым. Ну типа как &quot;Дерсу Узала&quot; был советско-японским. 

avatar
Лидия Пяткова26 января, 19:03

Не верю, что у нас кроме, Кончаловского, нет хороших режиссёров и талантливых актёров. Просто надо дать возможность работать молодым кинематографистам. Тогда и Оскары будут.

Layer 1