Иллюзия благополучия: как и зачем люди врут в "Инстаграме"?
"Инстаграм" многих блогеров нисколько не похож на их реальную жизнь. Как и зачем люди обманывают своих подписчиков — в материале Лайфа.
Моя соседка Верочка живёт с родителями в двухкомнатной квартире, учится в институте и подрабатывает промоутером. У неё обычная жизнь, но страничка Верочки в "Инстаграме" рассказывает о совершенно другом: на фотографиях она будто невеста олигарха или дочь миллионера.
И такие странички "успешных Верочек" встречаются довольно часто: жизнь владельцев профилей, кажется, состоит исключительно из блеска и сияния. Разнообразию удовольствий здесь можно только позавидовать: красивые машины, дорогие отели, изысканные блюда в ресторанах. А сколько великолепных платьев и украшений можно увидеть! Но не верьте своим глазам, не всё это правда.
Законы "Инстаграма"
Людей, которые придумывают себе жизнь в "Инстаграме", действительно очень много. Это популярное явление во всём мире, и Россия тут не исключение. Причины, по которым создаётся виртуальный имидж, самые разные.
— Так поступают блогеры, зарабатывающие деньги на своей странице и заинтересованные в том, чтобы она выглядела как можно более ярко и привлекательно, — объясняет digital-директор PR Partner, эксперт в social media Дамир Фейзуллов. — По этому пути идут предприниматели, которым нужно, чтобы клиенты испытывали к ним доверие. Девушки, ищущие богатого партнёра. Подростки, домохозяйки — которым красивая виртуальная жизнь с большим количеством подписчиков, лайков и комментариев повышает самооценку и доставляет удовольствие.
Мамочки-блогеры создают в Сети образ идеальной семьи. По словам Фейзуллова, это вполне окупаемый проект. Компании, производящие товары домашнего потребления, с удовольствием платят за рекламу в таких блогах.
Но как именно придать своей странице звёздный блеск? Здесь есть свои законы и своя мода.
— Что актуально сейчас? Для предпринимателей — это крутой офис, обязательно огромный, — говорит маркетолог Анастасия Комарова. — Сегодня модно показывать деятельность, тусовки ушли на второй план. Встречи, переговоры, производство (если есть), всё, что имеет намёк на масштабность и серьёзность. Для девушек — это салоны красоты, фитнес-залы, мастер-классы и тренинги. То, что говорит об их развитии.
Прыщик на носу
У прекрасных моделей из "Инстаграма" идеальная кожа: ни морщинки на лбу, ни прыщика на носу. Как они это делают? Круглосуточно сидят у косметологов, платят за ретушь специалисту или все, как одна, отлично владеют фотошопом? На деле — всё просто. Для создания более-менее качественных фото нужны несколько инструментов графических редакторов. Познакомиться с ними можно за пару часов, а научиться прилично работать — за несколько дней практики.
— Наибольшей популярностью пользуются плагины для работы с кожей, которые большого умения не требуют. Тем более они уже давно переместились в мобильные приложения и это сильно облегчило жизнь пользователям, — рассказал фотограф Георгий Кардава. — На втором месте, конечно же, инструмент по работе с пластикой в "Фотошопе", который позволяет делать фигуру стройнее, а некоторые части тела — более заметными. Эти инструменты, вкупе со стандартными цветовыми фильтрами графических редакторов, в принципе, интуитивно понятны, и освоить их не составляет труда.
Отсюда вывод: для того чтобы стирать со снимков мешки под глазами и лишние килограммы, никаких денег и салонов красоты не требуется.
Где моя тачка, чувак?
Фотографии в автомобилях — непременный элемент красивой жизни. Но машина — штука дорогая, и, чтобы красиво подъехать к заведению или просто вдоволь пофотографироваться за рулём кабриолета "Мерседес", нужно им обладать. Или хотя бы выложить около 10 тысяч — это средняя цена аренды подобной машины в сутки. Ещё дороже взять напрокат "порш" или "бентли" — приблизительно 25–27 тысяч за сутки плюс залог. А если вы хотите шикануть и заказать "ламборджини", будьте готовы отдать за суточную аренду как минимум 70 тысяч рублей.
Кстати, в спектр услуг некоторых компаний по прокату люксовых машин входит и фотосессия. Здесь тоже всё зависит от марки автомобиля: от тысячи и выше, но в среднем — около пяти тысяч рублей.
Есть и более бюджетные варианты. Некоторые небогатые инстаграмщики делают автомобильное селфи… в такси! Они заказывают машину только для того, чтобы сделать серию снимков "я и моя тачка" со всех возможных ракурсов. Расценки тут и впрямь щадящие.
— Минимальная стоимость поездки в "Яндекс. Такси" по классу "Эконом" составляет 99 рублей за первые пять минут и далее по 9 рублей за каждую следующую минуту. Итого за десять минут придётся заплатить только 144 рубля, — объяснила руководитель пиар-проектов "Яндекс. Такси" Элина Ставиская. — Что касается машины класса "Комфорт+", то тут цена будет немного выше — 256 рублей, но и автомобили лучше. И, наконец, 10 минут фотосессии в автомобиле бизнес-класса обойдутся клиенту всего в 389 рублей.
Но даже эти небольшие деньги можно не тратить, а получить фото с крутыми машинами абсолютно бесплатно.
— Можно наведаться в фирму, предоставляющую машины напрокат, — рассказала маркетолог Анастасия Комарова. — Далее нужно сделать вид, что вы обращаетесь за консультацией для последующей аренды на некое мероприятие, расспрашиваете про разные модели, а после просите посидеть за рулём и даже сфотографировать вас на фоне, чтобы "утвердить" у заказчика или супруга. Для таких фирм никакие причуды не странны — главное, заполучить клиента.
Отель на десятерых
Для красивой жизни нужны красивые декорации: рестораны, отели, ночные клубы. Сниматься в интерьерах фотостудий стоит денег: в среднем — 500–1000 рублей за час по Москве. Казалось бы, недорого, но зачем платить, если можно обойтись без этого? В городах и так существует огромное количество мест с прекрасным оформлением.
— Я работал в бутик-отеле и в ресторане в центре Москвы, — рассказал Денис Ханин, ведущий популярную страницу в "Инстаграме" под ником denis_khanin. — Каждый день мне поступали заявки на бесплатные съёмки в наших интерьерах взамен на рекламу, то есть использование имени площадки в геотегах и подписях под фотографиями. Почти всегда мы шли навстречу, потому что такое бартерное сотрудничество выгодно заведению. А иногда я замечал, что посетители заходят к нам только для того, чтобы сделать фото. Разумеется, никто не выгоняет из ресторана девушку, заказавшую чашку кофе, пусть даже она сделала сто селфи — за барной стойкой, за столиком и даже в туалете.
Рассказал Денис и про другие хитрости, на которые идут люди ради красивых интерьеров.
— В отеле, где я работал, не раз случалось так, что один номер арендовала целая компания девушек, по всей видимости, в складчину. И они по очереди там фотографировались. Самыми популярными снимками в "Инстаграме" были кадры из номера гостиницы: на кровати в халате или с видом на Москву через панорамное окно. Наблюдать это забавно: люди всегда делают вид, что отдыхают в таких отелях. И, кстати, есть ещё одна тенденция: не раз в Сети я видел фото из магазина "ИКЕА" — на милых диванчиках, которые на самом деле выставлены в торговом зале.
Таким образом, если подойти к делу экономно, то фото в самых разных интерьерах города тоже можно делать бесплатно или за очень небольшие деньги.
Гардероб напрокат
Выкладывать фотографии в одной и той же одежде, даже самой роскошной, считается дурным тоном. Но где взять столько платьев? Оказывается, и это не проблема. К примеру, стильные дизайнерские вещи — одежду, обувь, аксессуары — можно взять в аренду: существуют сайты, предлагающие такие услуги. Цены, понятное дело, разные и зависят от бренда.
На одном из таких ресурсов, который специализируется на прокате дорогих брендовых вещей, сумочка от "Гуччи" на три дня обойдётся в 5–6 тысяч рублей, туфли от Ральфа Лорена — в 3 тысячи. По словам представителя компании по аренде, именно для фотосессий и важных мероприятий наиболее часто арендуют предметы гардероба класса люкс.
Есть, конечно, и другие способы принарядиться. К примеру, создать что-то новое из одежды в собственном шкафу или сотрудничать с дизайнерами по бартеру.
— Лично я пару раз пользовалась услугами стилиста, который разобрал со мной гардероб и из имеющейся одежды, обуви и аксессуаров составил мне несколько десятков замечательных образов! — рассказала журналист и блогер Ольга Гиверская, ведущая страницу в "Инстаграме" под ником olgagiverskaya. — Этот вариант стоит денег: в среднем около 7 тысяч за 6 часов работы с вашим гардеробом.
Существуют и другие способы. Например, многие начинающие дизайнеры готовы бесплатно предоставлять одежду даже без упоминания их имени. Они просто делают репост блогера на своей странице, и это уже является рекламой их бренда. Также распространённой схемой является бартерный договор с шоу-румами: с блогера — фото, с шоу-рум — одежда на пару часов. Есть и ещё один вариант из категории "дёшево и сердито": можно совершить путешествие в торговый центр и сделать несколько десятков фотографий в примерочных.
— Нельзя сказать, что снимки будут разнообразными, но многие делают именно так, — рассказала Ольга.
Иногда люди, у которых нет возможности ни купить, ни взять в аренду дизайнерские вещи, покупают пустые коробки и пакеты с символикой бренда, чтобы сделать фото хотя бы с ними. По запросу "брендовые пакеты и коробки" можно найти немало ссылок на организации и частных продавцов, продающих такой "второсортный" товар. В среднем цена такого предмета "роскоши" колеблется от 200 до 1000 рублей, зависит от качества, формы, размера и, собственно, бренда.
— У меня пачка таких пакетов без дела лежит, вот я их и продаю, — сообщила Мария, реализующая этот специфический товар на "Авито". — Людям понты дороже денег, так что сейчас что угодно можно продать. Кто-то берёт, чтобы туда подарок положить и сделать вид, что он из фирменного магазина. А кто-то просто фотки в Интернет выложить, типа: вот, какая крутая штука у меня есть. Мне, честно говоря, абсолютно всё равно, что они там с этими пакетами делают: купили и ладно.
Откуда пакеты появились у самой Марии, девушка не ответила.
Таким образом, дизайнерские наряды и аксессуары тоже могут доставаться людям недорого или бесплатно, хотя только на время. И даже если на самом деле "король-то голый", никто об этом не догадается.
Медведь Степан и все-все-все
Но популярность любого блога зависит и от "котиков". Действительно, фото с животными добавляют лайки и увеличивают популярность владельца странички. Маркетолог Анастасия Комарова отмечает, что недавно все популярные "инстаграмы" обошли фотосъёмки с тигрятами, а под Новый год главным героем стал бурый медведь Степан.
— Стёпа весит больше полутонны, но умеет ласково обнимать девушек и прикрывать от камер их неглиже, — отметила Комарова.
У Степана есть свой сайт и весьма впечатляющее портфолио. По телефону импресарио сообщил, что час фотосессии с мишкой обойдётся — ни больше ни меньше — в 45 тысяч рублей!
А те, кому такая экзотика не по карману, делают классические фотографии с собачками. Правда, тоже за деньги.
— Спрос на фото с животными растёт с каждым годом, — рассказал инструктор-дрессировщик и руководитель проекта HOT DOG'S Артём Киселев. — Больше всего людей тянет на больших и маленьких собачек, разумеется, породистых. Средняя стоимость работы профессионально обученных моделей-собак составляет 1500 рублей за 1 час съёмок. Поскольку фотосессия проходит под руководством инструктора, результат получается отличный.
Что ж, собачки оказались дешевле, чем знаменитый мишка, но, может, и здесь есть возможность как-то сэкономить? Фотограф Людмила Савко, специализирующаяся на съёмках с животными, поделилась секретом экономного варианта:
— Профессиональные фотосессии со зверюшками, конечно, стоят недёшево. Например, минимальная цена съёмки со львом — от 18 тысяч рублей. Но всегда можно придумать, как сделать фото для "Инстаграма" бесплатно. К примеру, помочь приюту для бездомных собак и заодно получить несколько снимков с красивыми животными. Это дело благородное. Или можно отправиться на выставку кошек — каких только экзотических пород там не бывает! Многие владельцы позволяют желающим делать селфи с их питомцами.
***
Честно говоря, изучив все эти методы бесплатной фотоохоты для виртуальной доски почёта, я уже не так удивляюсь обилию шикарных и "счастливых" женщин в Сети. Создать иллюзию идеальной и дорогой жизни может кто угодно. Таких людей много: они всегда среди нас. Их дело требует не денег, а упорства и настойчивости. И, кажется, это очень непростая работа.