Россияне снова "впрягаются" в автокредиты
В 2017 году автомобильный рынок России должен вырасти на 5–6%, прогнозируют эксперты.
По итогу 2016 года количество автокредитных договоров, заключённых россиянами, выросло на 14% до (552,4 тыс. автомобилей). Об этом свидетельствует статистика аналитического агентства "Автостат" и Национального бюро кредитных историй (НБКИ), с которой ознакомился Лайф. До кризиса кредит был главным рыночным инструментом, стимулировавшим продажи автомобилей. Падение доли автокредитов до трети в продажах и стало характерной приметой кризиса, сейчас же их доля составляет 44% (+7%). 2017 год станет переломным для рынка, уже в декабре автопроизводители смогут вздохнуть легче, полагают аналитики.
Особый позитив аналитикам внушил последний квартал прошедшего года. Впервые с начала кризиса три месяца подряд рынок показывал устойчивый рост, а автокредиты за IV квартал выросли даже сильнее, чем по году (на 23,2%). Ожидаемо в тройке лидеров по числу договоров многонаселённые Москва, Подмосковье и Санкт-Петербург. Впрочем, не всё так радужно: хоть люди приходят в банки за помощью, не всегда им удаётся потом вернуть эти деньги. Качество "плохих" автокредитов (с просрочкой свыше месяца) уже превышает 9-процентный уровень.
— Тем не менее в этом сегменте розничного кредитования ситуация с просрочкой существенно лучше, чем в случае с необеспеченными кредитами, — объясняет глава НБКИ Александр Викулин.
Рост автомобильного кредитования сейчас в том числе связан с тем, что это залоговые кредитные продукты, а коммерческие банки, минимизируя риски своих портфелей, заинтересованы в них, убеждена аналитик Национального рейтингового агентства Карина Артемьева.
— Кредитные организации ориентированы на обеспеченные продукты и активно предлагают их потенциальным клиентам, сотрудничая также с дилерами автопроизводителей. Вдобавок не надо забывать, что в России на этом рынке проводят операции несколько банков, которые являются "дочками" крупнейших автокомпаний. В частности, банки есть у Toyota, BMW, Volkswagen, Mercedes-Benz, — рассказала Артемьева.
По словам эксперта, в 2017 году динамика движения автокредитов и, как следствие, рынка во многом будет зависеть от правительственной программы субсидирования процентной ставки. Без этой помощи банкам было бы сложно сделать выгодное предложение, полагает аналитик по автопрому "ВТБ Капитала" Владимир Беспалов.
— Программа субсидирования автокредитов двигает этот вид кредитования вперёд. То, что она сохраняется, — это положительно для рынка. Можно отметить, что происходит общее снижение ставок в экономике, и, с учётом замедления темпов инфляции, — это может поддержать продажи автомобилей, — подчёркивает Беспалов.
2017 год должен стать для автопроизводителей России годом постепенной оттепели спроса и ускорения скорости конвейеров.
— У меня прогноз — рост 5–6% по итогам 2017 года, наверное, эта тенденция даст о себе знать ближе ко второй половине года. Но рынок начнёт восстанавливаться. Рост будет сдвинут ближе к бюджетному сегменту, где сейчас предлагают свои машины "АвтоВАЗ", Renault, Hyundai и Kia, — заключил аналитик.