Google отказался возвращать деньги крымским клиентам
Как заявили Лайфу участники рекламного рынка, Google принципиально не компенсирует заблокированным крымчанам деньги, перечисленные за неразмещённую контекстную рекламу. Многие веб-агентства и студии нашли способы обхода санкций.
"Рекламная сеть Google включает в себя не только сам поисковик, но и сайты-партнёры, а почта Google обслуживает полмира — но, оказывается, финансовые претензии они принимают только по факсу или по бумажной почте", — рассказал Лайфу Евгений Выскуб, финансовый директор севастопольской фирмы "Окнапласт-Крым", которая попыталась взыскать свой небольшой депозит с американской корпорации.
В прошлом году компания перевела деньги на счёт ООО "Гугл" в московском "Ситибанке", а затем её аккаунт в системе контекстной рекламы заблокировали — хотя компания не скрывала своего крымского происхождения, указав все свои реквизиты и сделав перечисление из крымского банка. "Окнапласт-Крым" вообще не прочь посутяжничать (например, жалуется в ФАС на госзаказчиков), осенью обратилась в арбитражный суд по месту нахождения ответчика — то есть Арбитражный суд Москвы — с иском на 5 тыс. рублей.
Но столичный арбитраж 12 января 2017 года принял решение оставить иск без рассмотрения, поскольку в стандартном соглашении об оказании услуг AdWords указана подсудность — Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ.
По словам Евгения Выскуба, Google не пояснила блокировку средств на счету: "Ну, наверное, из-за санкций". Крым находится на первом месте в списке территорий и стран, на которые Google Inc. распространила санкции по решению американских властей. Также пострадали пользователи сервисов Google AdSense, Play и проч.
В крымских веб-студиях Cursor, "Топ в топ" и других сообщили, что у многих местных компаний действительно безвозвратно застряли деньги в Google AdWords — "нож в спину" — и большинство просто отказались от гугл-рекламы и перешли на "Яндекс":
Крымские интернетчики, которые не отказались от AdWords, скрывают свои секреты.
Руководитель агентства SiteUp Илья Бардовский
Представитель симферопольской Mountains Studio рассказал, что с введением санкций на счетах 50 клиентов фирмы оставалось примерно по 5–20 тыс. рублей. Но в 80% случаев эти средства удалось потратить на кампании, активировав аккаунты:
В пресс-службе Google не смогли ответить на вопросы о том, сколько средств крымских клиентов заморожено и почему компания их не компенсирует.
Так или иначе, все эти приключения слабо отразились на поисковой доле Google в Крыму. Он по-прежнему опережает "Яндекс" в регионе, за три года увеличив свою долю в этом регионе почти на пункт. По данным сервиса Liveinternet, в июне 2014 года, спустя два месяца после выхода Крыма из состава Украины, доля Google была равна 45,5%, "Яндекса" — 42,9%. В декабре 2016 года это 46,3% и 44,9%, американская компания по-прежнему лидирует, оба гиганта нарастили показатели за счёт Mail.ru, Rambler, Bing. И для "Яндекса", и для Google реклама в результатах поиска — основной источник заработка.
В целом по России сейчас счёт в пользу "Яндекса" с 3-процентным перевесом. Однако несколько лет назад начала резко падать доля "Яндекса" — в связи с кратным ростом доли мобильной платформы Android с предустановленным Google.
С тех же пор тянется конфликт в Федеральной антимонопольной службе: "Яндекс" пожаловался туда на то, что Google запрещает производителям андроид-телефонов предустанавливать приложения конкурентов. В итоге в прошлом году "Гуглу" выписан штраф размером 438 млн рублей, но предписания ФАС компания не исполняет, штраф не платит и дошла на днях до Верховного суда.