Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
26 января 2017, 07:45

Если очень захотеть, можно в космос полететь

Экономист Никита Исаев — о том, какие проблемы наблюдаются в нашей космической промышленности и как их решать.

Фото: © AFP/EAST NEWS

Фото: © AFP/EAST NEWS

Ещё сильна в нашей памяти мысль о том, что когда-то мы были впереди планеты всей. В прямом смысле. Но уже давно не только мы бороздим просторы Вселенной, постепенно оставляя лидерство и в космической отрасли. Да, имя и подвиг Гагарина и Королёва у России не отнять. Но вот с освоением космоса, кажется, "что-то пошло не так". Эта знаменитая фраза, кстати, впервые прозвучала именно в момент неудачного запуска "Протона", сообщения о котором в топах новостных заголовков.

Сейчас "что-то пошло не так" настолько, что, пожалуй, вся программа по запускам и развитию этого типа ракет-носителей оказалась под угрозой. По статистике "Протон" и так входит в число самых ненадёжных серийных ракет. Удачно завершаются только 89% его запусков.

Вроде бы неплохо для такой сложной техники, но у других ракет показатели лучше. Нормальным показателем в классе тяжёлых ракет можно считать 95–97%. Разница небольшая, но она говорит о том, что у конкурентов "Протона" вероятность отказа в несколько раз меньше. Значит, и страховые компании выставят заказчикам меньший тариф на страхование очень дорогостоящей полезной нагрузки.

Ситуация с двигателями — вопиющий случай, граничащий с диверсией. Ну не верю я, что на заводе могли просто так взять и перепутать материалы, сделав сопла из более дешёвых неподходящих материалов. Как это должно выглядеть? Стоят две бочки: в одной материалы с драгметаллами, а в соседней — всякий неликвид. И бочки не подписаны. Зачерпнули случайно не из той. И это на высокотехнологичном производстве, а не в подвальном цеху! Космонавтика — слишком ответственная отрасль, все процессы контролируются. Не могло руководство не знать о подобной подмене "ингредиентов".

Хорошо ещё, что всё выявилось на этапе огневых испытаний, а не во время полёта. Но и это может изрядно подпортить жизнь "Протонам". В последние годы эти ракеты-носители выводят в основном спутники иностранных компаний: за 5 лет было совершено 38 запусков, на которых вывели (или пытались вывести) 25 зарубежных спутников. Теперь из-за оплошности производителя двигателей переносятся запуски американского спутника Echostar-21 и испанского Hispasat-1F на неопределённый срок, но точно не раньше, чем на середину 2017 года.

Никто не будет, как чемодан без ручки, тащить ненадёжного партнёра. Заказчики просто отвернутся от "Протона" в сторону конкурентов, которые не дремлют. У европейцев есть Ariane 5, у американцев Delta IV и Atlas V — выбор достойный. А скоро ещё и Илон Маск с многоразовой тяжёлой ракетой-носителем подоспеет. Преступная халатность руководства Воронежского механического завода может оставить нас просто без коммерческих заказов.

И будут "Протоны" летать в лучшем случае пару раз в год с военными спутниками связи да с ГЛОНАСС. Обидно, ведь только недавно появились перспективы для успешного развития. Осенью ГКНПЦ им. Хруничева, разработчик "Протонов", анонсировал планы по созданию новых модификаций: средней и лёгкой, что могло бы привлечь новых клиентов и увеличить число запусков. Но многие ли захотят рисковать своими спутниками, запуская их на таких непредсказуемых ракетах?

Космические запуски долгое время были нашей сильной стороной. Да, наши спутники в большинстве своём не представляют коммерческого интереса (небольшим успехом можно считать разве что продажу американцам микроспутника производства частной компании "Даурия аэроспейс", но это единичный случай), однако мы на протяжении 13 лет удерживали лидерство по запускам. И до последнего времени были все предпосылки к удержанию этого лидерства: совершили тестовые запуски перспективной "Ангары", построили новый космодром Восточный.

Но что-то опять пошло не так, и в 2016 году мы откатились разом на третье место, пропустив вперёд США и даже Китай. В прошлом году мы совершили только 17 запусков, а ведь ещё в 2013–2014 годах делали по 32.

Понятно, что денег на всё не хватает: Федеральная космическая программа до 2025 года предусматривает ежегодное финансирование космонавтики в объёме порядка 100 млрд рублей ежегодно (в 2017–2019 годы чуть меньше, потом чуть больше) — совершенно несерьёзные объёмы. Особенно на фоне наших золотовалютных запасов, лежащих мёртвым грузом. Получается, что на стратегически важную отрасль, двигающую прогресс, у нас ежегодно выделяются суммы, равные 0,44% от ЗВР. Так что не известно ещё, кто главный диверсант — сотрудники завода или наше правительство, зажавшее в кулачок средства, в которых нуждается космическая промышленность.

Если и дальше к космонавтике будут относиться лишь как к пособнику оборонки, пуская на самотёк контроль за предприятиями космической отрасли, то и впредь сроки всех планов будут нещадно срываться, а про коммерческие перспективы вообще можно будет забыть. При другом раскладе у нас бы уже летала модульная "Ангара", а производство её компонентов было бы поставлено на поток.

Практика показывает, что создать современную и успешную ракету-носитель в сжатые сроки вполне возможно. Банально, но в пример можно привести Space X Илона Маска с их Falcon 9. Эффективная форма государственно-частного партнёрства позволила создать конкурентоспособный продукт, который набирает популярность и получает контракты на очень приличные суммы. Один только контракт на вывод группировки спутников Iridium стоимостью 492 млн долларов чего стоит — это почти треть среднегодовых расходов в рамках нашей ФКП.

Космонавтика может быть прибыльной, и речь не только о космическом туризме. Космическая отрасль — это ещё и кладезь новых технологий, без которых сегодня никакое развитие невозможно. Изобретение новшеств хорошо внутри отрасли, а не в управлении, где всё до банального просто: достойное финансирование и жёсткий контроль.

Здорово, что тот же Восточный запустили, но Рогозину следует пожёстче контролировать и другие предприятия, имеющие отношения к космонавтике. Здесь нам есть что терять, кроме памяти о достижениях предков. Надеемся на его политическую волю. Если очень захотеть, можно в космос полететь. В данном случае — не допустить, чтобы космическая промышленность полетела в тартарары.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров