Врачи смогут осматривать машинистов РЖД дистанционно

Речь идёт о регулярных проверках перед рейсом и после него. В транспортных организациях утверждают, что сейчас медосмотры чаще всего проходят довольно формально.

30 января 2017, 05:45
<p>Фото: &copy; РИА Новости/Артем Житенев</p>

Фото: © РИА Новости/Артем Житенев

Вице-президент РЖД Дмитрий Шаханов направил обращение в Минздрав (копия есть у Лайфа) с просьбой принять поправки в законодательство и разрешить проведение осмотров машинистов перед рейсом и после рейса дистанционным способом. Дистанционные осмотры, как пишет Шаханов, удобны, когда машинисты находятся "на отдалённых малодеятельных станциях, где отсутствуют медицинские организации", а также когда машинисты работают "по методу турной езды" (бригады прикрепляются к конкретному поезду на долгое время). 

В письме говорится, что РЖД уже проводит "пилотный проект ... с использованием телемедицинских технологий". Результаты хорошие, так что очевидно, что это "перспективное направление дальнейшего развития системы обеспечения безопасности движения поездов".

Как пояснили в РЖД, дистанционный осмотр похож на общение по скайпу, только к системе прикреплена ещё медицинская аппаратура. Машинист самостоятельно измеряет себе давление, температуру, дышит в алкотестер, а медик в это время смотрит на него через экран и таким образом контролирует процесс. 

Для того чтобы применять такой способ широко, а не только в рамках пилота, нужны поправки в законодательство. Шаханов прикладывает к письму текст поправок. В законе "Об основах охраны здоровья граждан", когда речь идёт об осмотрах водителей транспортных средств, появляются слова "в том числе с использованием телемедицинских технологий удалённым способом".

Такие же слова должны появиться и в законе "О безопасности дорожного движения". Таким образом изменения коснутся не только машинистов, но и вообще всех, кто работает "водителем транспортных средств", в том числе водителей автобусов и дальнобойщиков.

Медсёстры определяют здоровье "на глазок"

Шаханов сообщает, что в марте 2016 года в Госдуме проводился круглый стол на эту тему. Он прилагает к письму "Рекомендации заседания круглого стола", подписанные Михаилом Брячаком он тогда был первым заместителем председателя Комитета Госдумы по транспорту. 

В рекомендациях сказано, что "представители транспортных организаций и профсоюзов единодушно указали на низкую эффективность традиционных методов медицинского осмотра... формализм, взаимоотношения коррупционного характера, экономическую невыгодность содержания медицинского персонала и медицинских кабинетов на средних и малых предприятиях".

Это приводит к "широко распространённой практике приобретения водительским составом фальсифицированных путевых листов, проштампованных на длительные сроки использования с целью уклонения от ежедневных медосмотров". 

— Эти осмотры проходят достаточно формально, — подтвердила проводница РЖД Анна. — Если медсестра считает, что пахнет алкоголем, или если с жвачкой машинист пришёл, то она что-то заподозрит, даст алкотестер. Нет подозрений никто не будет дотошно проверять. Так же и давление. Видит медсестра бледное лицо или, наоборот, нездоровую "красоту" щёк, тогда и меряет. А если нет то расписывайся в путевом листе и в путь!

Профсоюз: здоровье машинистов не влияет на аварийность

Впрочем, председатель Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Николай Никифоров отметил в беседе с Лайфом, что медосмотры машинистов проводятся достаточно хорошо. 

Как сказано на сайте организации, в 2016 году на железных дорогах в России "были допущены девять транспортных происшествий с тяжёлыми последствиями". 25 раз машинисты проехали сигналы с запрещающими показателями. 

— Такие нарушения в большинстве случаев не связаны с плохим самочувствием машинистов, — сказал Николай Никифоров. 

Резонансные случаи, когда машинисты совершают нарушения из-за плохого самочувствия, попадают в СМИ довольно редко. К примеру, в сентябре 2016 года сообщалось, что машинист и помощник машиниста, работавшие в система РЖД, умерли от передозировки наркотиками. В 2014 году машинист метро уснул и проехал место, где он должен был остановиться, на 9 метров. Поезд остановила автоматическая система торможения.

А что касается, к примеру, дальнобойщиков, которые тоже подпадают под поправки, то с ними всё гораздо хуже. Как рассказал председатель центрального совета Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов, медосмотры дальнобойщиков сейчас проводятся кое-как. 

— В 90% случаев водители не проходят медосмотры, хотя по законодательству должны, — сказал он. — Физически это организовать очень сложно предпринимателям: должна быть договорённость с медиками, лицо, которое проводит осмотр, должно быть лицензировано (то есть в лицензии указано, что медсестра, например, проводит такие осмотры), к тому же эта медсестра не может работать 24 часа в сутки, а выезд ведь может быть в любое время. 

По словам эксперта, даже для малого бизнеса установить систему с дистанционным доступом — не проблема. 

— Пусть она стоит 10, 20, 30 тысяч рублей, эти деньги найти несложно, — сказал он.

Так что следить за здоровьем сотрудников в транспортных компаниях будет легче, другой вопрос — захотят ли они это делать. Как ранее говорил Александр Котов, работодатели нередко сознательно заставляют водителей перерабатывать, так что их здоровье ухудшается и это может привести к трагедии. 

— Самое главное — вовремя довезти груз, — говорит Александр Котов. — А это значит не спать сутками. Но, даже если работодатель, наоборот, требует соблюдать нормальный режим, водители часто этого не делают. Ему сказали, чтобы в 10 он был на стоянке и спал. Нет, он работает до 12: у него сегодня хороший день, ему сегодня "катается". Но так делать нельзя: усталость накапливается. Сон за рулём — самое страшное. Наш профсоюз существует 17 лет. За это время мы похоронили 18 человек. Процентов 10 водителей получили в ДТП серьёзные травмы.

Авторы

Комментариев: 2

avatar
Для комментирования авторизуйтесь!
avatar
BH31 января, 02:52

Причем тут медсестры? РЖД просто хочет освоить бабла. Ты что не в курсе для того что стырить бабла нужно придумать какой-то &quot;проект&quot;. Списать деньги, а потом проект закрыть. На очереди ещё какая-либо ахиння.

avatar
Поцелуй Медведя30 января, 11:12

Странные медсёстры - определяют &quot;на глазок&quot;, лучше бы &quot;на роток&quot; определяли. ;-)

Layer 1