Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
Доцент Петербургского университета — о том, как не совершить ошибку при выборе своей будущей профессии.
Фото: © flickr.com/Roberto Taddeo
Мучительный вопрос "кем ты хочешь стать, когда вырастешь?" родители начинают задавать своим детям ещё с детсадовского возраста. Как правило, ответ на него меняется по мере взросления, с изменением жизненных интересов или по воле настроения.
Безусловно, большому количеству школьников осуществить выбор вуза и специальности помогают родственники, руководствуясь собственным опытом и своими стремлениями. Очень часто детям рекомендуют выбрать специальность, близкую к образованию родителей или к той сфере, где они работают. В этом случае будущий специалист имеет явные преимущества, поскольку он с самого детства является погружённым в профессию через родительские рассказы, а также может набираться опыта, помогая им в сверхурочной работе.
Вот тут-то и будущий студент, и родители должны честно ответить себе на один простой вопрос: действительно ли интересно школьнику то направление, которое они совместно обсуждают, возможно, вместе занимаются, или ему просто приятно помогать маме и папе. Если абитуриент в дальнейшем не собирается продолжить родительский путь или унаследовать семейный бизнес, то простое копирование их выбора может в скором времени привести к разочарованию в профессии, а также к снижению мотивации и интереса, как при обучении, так и после выхода на работу. Самым худшим вариантом является принуждение родителей к выбору специальности.
Из собственного опыта вспоминаются глаза абитуриента в приёмной комиссии, который с радостью заполнял заявление на выбранную им специальность, пока сзади не подошла мама, которая отобрала заявление и буквально силой отвела его подавать документы на другое направление, выбранное родителями. Поскольку ситуация меня заинтересовала, я запомнил направление подготовки и фамилию, а позже поинтересовался его судьбой. Баллы были достаточные, и абитуриент был зачислен. Прошло полтора года общих дисциплин, начались предметы общего курса, и его отчислили. Ему не хотелось туда с самого начала, но выбора ему не оставили.
Пока подобная ситуация не повторилась несколько раз, я даже не думал, что подобное явление может носить массовый характер. Было полное ощущение сложностей в одной взятой семье, но, к сожалению, нет. Такие случаи, конечно, пока не являются массовыми, но год от года их количество увеличивается.
Конечно, родители всегда должны участвовать в судьбе своего ребёнка, но вместе с тем необходимо исключать навязывание своего мнения. Если с карьерой что-то не сложится — виноваты для него всегда будут они. В идеале направление подготовки должно отвечать выбранному хобби или быть близко к нему, ведь настоящий профессионал в своём деле всегда будет востребован.
Выбор должен быть сделан осознанно, причём самим школьником. Многие сейчас саркастически улыбнутся: как в 9–10 классах, перед тем как определиться с соответствующими ЕГЭ, школьник может сделать такой серьёзный выбор — кем ему стать? Задача родителей заключается в том, чтобы оказать своевременную помощь при оценке достоинств и недостатков выбранной профессии.
Перечень реальных обязанностей для большего количества специальностей можно найти в квалификационных требованиях или в описании вакансий на рекрутинговых сайтах. Необходимо помнить, что, например, Ди Каприо ждал свой "Оскар" 22 года. В спортивных состязаниях побеждает только один человек или команда. В крупной корпорации ограниченное количество топ-менеджеров. Моментально и ко всем успех сразу прийти не сможет, причём не только исходя из личных качеств, но и по воле обстоятельств, а выполнять должностные обязанности придётся всё время. Именно об их рутинной составляющей, как правило, у абитуриентов не всегда есть полное представление. Помощь родителей должна заключаться в указании всех подводных камней и особенностей будущей профессии, но право выбора должно оставаться за абитуриентом.