Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
28 января 2017, 15:30

Пара лайков, и вы под колпаком. Кто и зачем изучает ваш характер через соцсети

Профиль в социальной сети — это ваш двойник. Его активно изучают и при желании могут много о нём узнать. А вы в этом активно помогаете. Кому и, самое главное, зачем могут понадобиться такие сведения?

Коллаж © L!FE Фото: © EAST NEWS

Коллаж © L!FE Фото: © EAST NEWS

Месяц назад вы сделали репост мудрого высказывания про семейные ценности. Неделю назад разместили на своей странице ссылку на статью про дружное затягивание поясов. У вас появилось двое "друзей" из новой компании, вы несколько раз нажали на рекламу курсов про открытие своего бизнеса. Спасибо, этого достаточно. Впрочем, нет. Нужно помнить, что у вас на смартфоне с десяток бесплатных приложений, а в профиле несколько забавных приложений-тестов. Эти программы получили право отслеживать ваши личные данные, следить за вашим перемещением, поиском в Интернете.

Вот теперь вполне хватит. Вы — открытая книга. У вас повышенная тревожность, вы не общительны, скупы, сентиментальны. Чем-то в стране вы недовольны, но протестовать не будете. Вам можно предложить отдых в Краснодарском крае и новую недорогую легковушку в кредит. Это пример того, что при желании о вас можно узнать при помощи соцсетей.

В основании всего этого лежит один простой факт: профиль в социальных сетях — это, собственно, и есть мы, с нашими страхами и тревогами, интересами и странностями, выставленными на всеобщее обозрение. Ещё семь лет назад группа американских учёных подтвердила это в своём исследовании. Поводом для него послужило убеждение ряда их коллег в том, что наши профили в Интернете — это якобы наши "я-идеальные" — то, как мы хотим выглядеть и кем хотим быть.

Объектом исследования стали страницы более 200 студентов в "Фейсбуке". Эти люди прошли личностное тестирование для определения их различных качеств. Затем 20 специально отобранных, не знакомых с ними наблюдателей просмотрели страницы испытуемых в соцсети и предположили, какими могут быть хозяева этих профилей. Оказалось, впечатления незнакомцев довольно точно отражали настоящие качества участников эксперимента. Иными словами, профили в соцсетях репрезентировали вовсе не "я-идеальное", а действительные особенности личности их обладателей.

Через почти семь лет, в конце прошлого года, подобные результаты получили и двое других исследователей — из США и Канады. Они решили сконцентрироваться уже на "Твиттере". 11 человек должны были сделать выводы о 128 авторах микроблогов. Нужно было оценить такие особенности характера, как импульсивность, самооценка, стиль привязанности. Основанием для анализа были всего десять твитов у каждого из испытуемых. Исследование показало, что этого в среднем вполне достаточно, чтобы создалось правильное понимание характера, присущего автору блога. Такие выводы подтверждают и другие учёные во множестве работ.

Значение для того, насколько чётко в соцсети отражена ваша личность, характер, имеет всё: как часто вы посещаете свою страницу, что пишете в статусах, как и с кем вы изображены на фото. Вот несколько примеров.

Учёные из Университета Мичигана обнаружили взаимосвязь нарциссических черт у человека с тем, как часто он публикует что-то на своей странице. Чем больше самовлюблённости, тем больше обновлений статуса, постов, твитов. У студентов такую взаимосвязь нашли в "Твиттере", у поколения постарше — в "Фейсбуке". Один из авторов исследования Эллиот Панек рассказал, что соцсеть таким людям давала возможность увеличить эго (образ "Я", то, как человек воспринимает себя в окружающем мире), а также получить реакцию на него со стороны друзей и подписчиков.

Или вот данные от группы учёных из Академии Сальгренска и Лундского университета. Они использовали уже описанный выше метод: 300 американцев прошли тестирование для определения их черт личности, а затем была проанализирована их деятельность в "Фейсбуке", в том числе при помощи контент-анализа постов. Профессор Сверкер Сикстром (Sverker Sikström) признался, что он с коллегами был удивлён результатом. Выяснилось, что анализ частоты и содержания публикаций раскрывает потаённые черты личности их автора. К примеру, обнаружилось, что невротики проявляют себя частыми постами с явным негативным характером и странными формулировками. Подтвердились и некоторые интуитивно понятные вещи. Так, экстраверты обычно имеют больше друзей в соцсетях и чаще посещают свою страницу.

Группа исследователей из Вашингтонского университета изучила, как проявляют себя на "Фейсбуке" люди с социофобией. Обнаружилась, что чем сильнее это качество у человека, тем меньше у него друзей в соцсети и тем больше заполнены поля профиля про различные интересы — в музыке, в кино.

Возможно, сами того не осознавая, мы рассказываем другим и о том, как у нас обстоят отношения и со второй половинкой. Группа учёных из американских университетов посвятила этому целую серию исследований. Они заинтересовались, при каких условиях люди публикуют в "Фейсбуке" совместное фото со своей любимой или любимым. Психологи подтвердили факт, что так чаще поступают люди, которые удовлетворены своими отношениями, духовно близки с партнёром. Более того, желание разместить такой снимок возникает, когда удовлетворённость общением с пассией очень высока. Поэтому знайте, если так поступают ваши друзья, скорее всего, у них всё отлично.

Очевидно, что работой по определению особенностей пользователей соцсетей занимаются не люди. Человек, возможно, подошёл бы к этому делу с большей душой, но у машины получается быстрее и эффективнее. К примеру, в прошлом году учёные из Политехнического университета Валенсии отчитались о создании приложения, которое позволяет по содержанию постов и комментариев пользователя определять его пол и возраст. Специально написанный алгоритм делает это с учётом слов, которые использует человек, а также его привычных грамматических структур. Самообучающаяся программа смогла также выявлять фейковые аккаунты, педофилов и указывать на террористическую угрозу в публичной переписке. Создана она была в сотрудничестве с консалтинговой компанией, однако вскоре ею заинтересовались и в полиции.

Создаются и специальные программы для того, чтобы просеивать Интернет в поисках профилей одного человека в разных социальных сетях. В самом простом варианте для этого используются имя, фотография пользователя, а также заполненные им поля об интересах, местах работы и жительства. Чем больше объект анализа сообщил о себе, тем быстрее его найдут на других площадках. Думаете, этим занимаются только в США? Отнюдь. Вот работа, опубликованная иранскими учёными на эту тему. Они уверяют, что превзошли своих коллег в точности выявления аккаунтов одного человека.

Но как далеко можно зайти в анализе характера, любовных отношений, политических пристрастий человека по его профилю в социальной сети? Эффект разорвавшейся бомбы произвела опубликованная в конце прошлого года статья немецкого издания Das Magazin. В ней говорилось, что победа Дональда Трампа на ноябрьских выборах президента США, а также голосование британцев за выход Соединённого Королевства из ЕС — во многом заслуга анализа соцсетей. А вернее компании, которая собрала точнейшее досье едва ли не на каждого взрослого американца в Интернете и продвигала Трампа, используя адресный подход (таргетирование аудитории) к каждому пользователю.

Данные, которые приводит Das Magazin в своей статье, удивительные, но вместе с тем пугающие. По их информации, международная компания Cambridge Analytica, основываясь на разработках учёного Михала Козинского, при его косвенной помощи создала алгоритм, который без труда и весьма успешно позволяет полностью просчитать человека на основании поставленных им лайков. Личность раскрывается после десяти отметок "нравится", а лучше родителей о человеке можно судить уже после трёхсот. Исходя из интересов, особенностей и страхов человека, им легче становится манипулировать, исподволь навязывая выбор определённого политика или товара. Козинский признался Das Magazin, что его последние наработки позволяют в 14 раз (!) повысить вероятность того, что, просмотрев рекламу в соцсети, пользователь купит товар.

Выводов не будет. Их для себя каждый должен сделать сам.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar