Результаты "Золотого орла": очередная дискредитация российского "Оскара"
Кинообозреватель Лайфа Егор Беликов — о том, почему всем непрофессионалам плевать на результаты кинопремии.
Фото: © РИА Новости / Екатерина Чеснокова
Представим такую ситуацию. В начале наградного сезона, где-то осенью, становится известно, что Шерил Бун Айзекс, президент Американской киноакадемии, стала продюсером одного из авторских фильмов. Пусть он называется, скажем, "Самолётная бригада". Айзекс всячески продвигает его, неоднократно показывает академикам в Лос-Анджелесе. Потом картина "Самолётная бригада" получает "Оскар" и счастливая президентша киноакадемии принимает статуэтку из рук какой-нибудь голливудской звезды в прямом эфире телеканала ABC.
Этого, разумеется, никогда не произойдёт. Конфликт интересов для Американской академии — ситуация почти невозможная. Потому что Шерил Бун Айзекс, которую благополучно переизбирают с 2013 года, не является кинематографисткой. Она всегда работала экспертом по продвижению картин, проще говоря — пиарщицей. Её муж, правда, действительно режиссёр, но его фильмы, среди которых такие невыдающиеся картины, как "Мегалодон" и "Остров раптора", никогда не смогут претендовать на "Оскар".
И на самом деле тут больше не о чем говорить. Единственная и главная проблема "Золотого орла" состоит в том, что с "Золотым орлом" и так всё понятно. Схема крайне проста. "Золотого орла" вручает Национальная киноакадемия, у неё формально есть руководитель, но это не так важно. Национальная киноакадемия учреждена в том числе Союзом кинематографистов РФ. Глава Союза — Никита Сергеевич Михалков. А ещё Михалков — продюсер картины "Экипаж", которая получила максимальное количество "Золотых орлов" на прошедшей вчера церемонии. Разве что две главные награды, за лучший фильм и режиссуру, получил родной брат Михалкова Андрей Сергеевич Кончаловский за фильм "Рай".
Самое обидное, что и в отечественном кинопроме нет никаких сомнений по поводу вот такого общественного соглашения. Да, это нормально, что Михалков даёт своему фильму премии. И брату своему даёт премии. В прошлом году, кстати, Никита Сергеевич получил от Национальной киноакадемии почётного "Орла" за, ни много ни мало, вклад в мировой кинематограф. Да, формально Михалков отношения к "Орлу" не имеет. И всё же ситуация ясна была каждому, кто пришёл на церемонию, проходившую на "Мосфильме".
Понимаете, дело даже вовсе не в фильмах "Экипаж" и "Рай", которые, безусловно, примечательны. Дело в том, что премия, которая декларируется как знак признания кинематографического сообщества, вовсе не является таковой. Традиция замалчивания легко объяснима: кинематографисты хотят продолжать работать. Всем нужны средства от Фонда кино, где в попечительском совете сидит всё тот же Михалков. Все хотят сохранить членство в Союзе кинематографистов, единственном существенном профессиональном объединении в киноиндустрии.
Ладно, в конце концов, не так важно, что Михалков имеет большое влияние на Союз кинематографистов. Потому что и члены нашей киноакадемии тоже не готовы голосовать по уму, а не по годами наработанным рефлексам. Знаете, как голосуют на "Золотом орле"? Всё очень просто. Академики, разумеется, не смотрят фильмы. А голосуют они за знакомые фамилии. Поэтому и победил, например, Кончаловский.
Гипотеза эта легко проверяется: больше никак нельзя объяснить победу Елены Яковлевой в номинации за лучшую женскую роль. Сама актриса совершенно не поняла, за какие такие заслуги отметили её работу во вторичной караоке-комедии Жоры Крыжовникова "Самый лучший день". Яковлева пыталась отшутиться: она предположила, что её наградили за отсутствие песен её исполнения в картине. Мол, все поют, а она нет, вот и молодец.
Та же ситуация произошла и с "Оскаром" в прошлом году, когда киноакадемики, в большинстве своём престарелые белые мужики, выбрали сплошь белых актёров на все номинации. Однако Шерил Бун Айзекс своевременно выступила за то, чтобы сильно расширить состав академии. Но нам даже не приходится надеяться, что Михалков, наш самый золотой орёл российского кинематографа, поменяет хоть что-нибудь в механизме вручения бессмысленной премии.
Вот почему от результатов "Золотого орла" так тоскливо. Нет у нас никакой премии, которая имеет смысл, от которой приятно хоть кому-то, кроме известных лиц. Разве ж это признание заслуг? А так, конечно, ничего не поменяется. Киношники не начнут смотреть кино, Михалков никому не отдаст свой трон. И очередной "Золотой орёл" похлопает крыльями в эфире федерального канала, а статуэтки улетят тем, кому надо.
Читайте также: Объявлены лауреаты "Золотого орла — 2017"