Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
31 января 2017, 06:15

Конец американской гегемонии

Социолог Ричард Лахманн — о том, как будет выглядеть расклад сил в мировой политике и экономике после избрания Дональда Трампа президентом Соединённых Штатов.

Фото: © AP/EAST NEWS

Фото: © AP/EAST NEWS

Все семьдесят лет после окончания Второй мировой Соединённые Штаты Америки сохраняли мировое господство. Их могущество держалось на лидерстве в технологии и экономике, военном превосходстве, ставшем беспрецедентным с момента распада СССР, а также — на сети союзников, охватывающей весь мир.

Власть Америки можно смело называть гегемонией, потому что её союзники и многие опасавшиеся США страны приняли принципы мироустройства, которые провозглашали Штаты, а это: (1) неустанные попытки по устранению барьеров для свободного движения мирового капитала; (2) деколонизация и уважение границ суверенных государств (не для всех избранных правительств и диктаторов); (3) свобода передвижения на море и в воздушном пространстве — наше общее достояние, которое будут охранять американские военные.

Попытки США не допустить создания союзов, не возглавляемых Америкой, или подорвать уже существующие союзы увенчались успехом в 1989 году с распадом Советского Союза и роспуском Варшавского договора.

В последние десятилетия способность США отстаивать лидерство ослабла сразу в нескольких сферах, несмотря на отсутствие серьёзных врагов. Имея внушительное военное превосходство, Соединённые Штаты потерпели поражение во Вьетнаме и Ираке.

Американская военная мощь носит в основном разрушительный характер. Американцы могут бомбить другие страны, но трагедии в Афганистане и Ливии показали, что США неспособны использовать своих военных для насаждения желаемого для них режима. Американские военные, а также работающие под покровительством Министерства обороны политики и дипломаты всё чаще реагируют ситуативно, вместо того чтобы разработать новую стратегию, в рамках которой можно было бы установить ограничения для применения американской военной силы. Выдвигаются явные и неявные угрозы. Предлагается защита от реальных и воображаемых врагов (для Азии это всё чаще Китай, для Восточной Европы — Россия), даже если ни те, кто даёт гарантии, ни те, кто эти гарантии получает, не имеют реализуемого плана на случай, если от слов придётся перейти к делу и обеспечить защиту, избежав военной катастрофы.

Экономическая власть США начала ослабевать ещё в 1970-е годы. Технологическое лидерство Америки сейчас сводится в основном к программному обеспечению. Промышленное производство давно выведено за пределы страны и зависит от производственных цепей, охватывающих множество стран.

Финансовое благополучие США зиждется на возможности привлекать избыточный капитал со всего мира и спекулировать им. Пока доллар считается самой стабильной валютой, а ценные бумаги американского правительства — надёжными, деньги будут по-прежнему стекаться в США со всего мира.

США конкурирует за финансовый капитал с зонами льготного налогообложения, большая часть которых расположена в британских заморских территориях и владениях британской короны. Этот "налоговый рай" — юридическая фикция. Богатство скрыто не в сейфах под Каймановыми островами. Деньги, оказавшиеся в фискальном оазисе, моментально депонируются на счета в реальных банках с реальными активами в США или Великобритании. Пока США являются крупнейшей экономикой, а также крупнейшим источником безопасного государственного долга и имеют самую сильную юридическую защиту, Америка останется главным получателем долгосрочных вложений таких средств.

Избрание Трампа президентом поставило под вопрос некоторые предпосылки, которые обусловливают прочность союзов США и надёжность страны для инвестиций. Пока рано судить, насколько хаотичной и непредсказуемой будет политика нового президента, но, судя по назначениям в его кабинете и первым указам, он намерен пересмотреть торговые соглашения (США уже вышли из Транстихоокеанского партнёрства), отменить регулирование финансовых компаний и переформатировать долгосрочные союзнические отношения в Европе, Азии и Латинской Америке.

План Трампа по снижению налогов и увеличению бюджета на оборону, как и у Рейгана, не будет сопровождаться сокращением внутренних расходов и приведёт к существенному росту бюджетного дефицита. Нынешний республиканский Конгресс последует примеру законодателей 1980-х годов, которые после снижения налогов администрацией Рейгана принимали решение об их увеличении, чтобы несколько снизить бюджетный дефицит. При Трампе дефицит будет расти, пока не разразится очередной финансовый кризис или пока к власти не придут демократы, которые, как Обама и Клинтон, будут вновь наводить порядок после республиканцев, старательно изображающих тревогу по поводу долга, который "достанется нашим потомкам".

Какой будет реакция правительств и инвесторов на администрацию Трампа?

Они будут пытаться защитить себя от беспорядка. Они будут объединяться в региональные блоки, укреплять договоры о совместной обороне и создавать зоны свободной торговли. Такие решения по меньшей мере частично помогут оградить их экономику и территории от хаотичной и опасной американской политики. Это укрепит региональные державы, которые способны гарантировать военную защиту и имеют достаточно развитую экономику, чтобы принимать товарные потоки и обеспечить стабильность валют. Немногие страны могут предложить и то, и другое. И ни одна страна или даже объединение стран не могут импортировать столько товаров, сколько США, которые в последние десятилетия были "последней надеждой" всех экспортёров.

В любом случае Трамп сможет лишь отчасти сократить американский импорт. Тем временем другие страны будут создавать альтернативные рынки и пытаться перейти от экспортно-ориентированного экономического роста к росту внутреннего потребления. Переход может занять десятилетия, но по его завершении США больше не смогут управлять мировой экономикой. США не будут диктовать условия мировых торговых соглашений, руководить МВФ или ВТО. Когда инвесторы потеряют уверенность в том, что США способны поддерживать глобальный спрос или стабильный доллар, они перейдут к страхованию рисков, размещению капитала в других странах и валютах, ни одна из которых не будет мировой резервной валютой.

С точки зрения геополитики страны перестанут рассчитывать на военную защиту США. Региональные блоки начнут укреплять контроль над окружающим водным и воздушным пространством, скорее всего, под руководством страны, которая по примеру американцев вряд ли станет пытаться расширить контроль, распространяющийся за пределы её территории.

Когда-нибудь президентом США станет более выдержанный и рациональный человек, ориентирующийся на международное сообщество. Хотя уже ясно: если американцы однажды выбрали такого человека, как Трамп, они могут в будущем избрать ещё одного эксцентричного президента. Уверенность в рациональности американских избирателей безвозвратно исчезла, и основа американской гегемонии подорвана навсегда.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров