"Нежелательное" USAID, несмотря на запрет, продолжает проекты в России
Американское агентство USAID, которое ещё в 2012 году российские власти "попросили" покинуть Россию из-за вмешательства во внутренние дела, продолжает реализацию ряда проектов на территории страны. Как следует из собственных данных американского правительственного агентства, в 2016 году оно потратило порядка 1,4 миллиона долларов на проекты в России. Лайф выяснял, какие именно проекты финансировались USAID в прошедшем году в России и насколько опасна его деятельность в рамках внутриполитической повестки.
После требования российского МИДа в 2012 году прекратить деятельность USAID и последующего торжественного обещания официального представителя Госдепа, небезызвестной Виктории Нуланд, прекратить деятельность USAID на территории России правительственное Агентство США по международному развитию вполне активно продолжает реализовывать проекты самой различной направленности.
Львиную долю всех расходов 2016 года USAID в России забрал проект по налаживанию связей с сообществами в Центральной Азии.
Другие два проекта USAID — "Продвижение новых медиа и объединений СМИ в России" и программа "Российские независимые печатные медиа" — должны были завершиться в 2013 году, однако их снова можно увидеть в списке проектов прошлого года. В более ранней версии одного из проектов предполагалась поддержка "альтернативно мыслящих журналистов и блогеров", а в мероприятия включалось и их специальное обучение. Проект подразумевает работу со СМИ, социологами, которые будут готовить опросы с нужной направленностью, на основе которых можно формировать различные рейтинги оценок демократичности российской политической системы.
Другая программа "Оценка агробизнеса на Северном Кавказе", на которую потрачено в 2016 году около 15 000 долларов, направлена, как указано в пояснении к проекту, на "смягчение региональных конфликтов". Какие конфликты собираются смягчать американские чиновники в России и, главное, с кем — в описании проекта не указывается.
В списке реализованных проектов представлены также две одноимённые инициативы с ярким названием "Выборы и политические процессы — освобождение, доступ и участие", на которые израсходовано в сумме около 32 000 долларов. Целью политического направления деятельности USAID является влияние на этот самый политический процесс и на выборы в стране. В частности, указывается, что усилия по этой программе направлены, кроме всего прочего, на поддержку религиозных меньшинств, другими словами — сект, влияние которых стараниями "американских друзей" в постсоветские годы существенно повысилось; лишь в последнее время российское государство предпринимает в направлении упорядочивания их деятельности более-менее осмысленные шаги.
Американское агентство "помогает" не только всем страждущим и неимущим по всему свету своим демократическим советом, но и способствует обогащению своих партнёров. Среди них представлены такие организации: New Eurasia Foundation, ARD, National Democratic Institute — все в основном базируются в США. Но среди "коллег" агентства есть и офшорные компании, такие как Development Alternatives, зарегистрированная в Мьянме. Эта организация является партнёром Агентства по загадочному проекту RUSSIA, целью которого является "экономическая реструктуризация", а реструктуризация чего и каким образом она может быть реализована, читатель может решить сам. По одному из проектов USAID сотрудничало с нежелательной иностранной организацией International Republican Institute из списка Минюста, любая деятельность которой на территории РФ запрещена.
Стоит отметить, что параллельно с завуалированной работой в России USAID уже непосредственно Государственный департамент выделил на 2017 фискальный год около $ 780 000 на спонсирование радио и телепрограмм по всему миру с целью "противодействия российской пропаганде" не только в странах, окружающих Россию, но и в самой России.
Безусловно, данные действия не могут не влиять на внутренние дела государства и должны пресекаться. Однако в вопросе с USAID существует юридическая коллизия. Несмотря на то что деятельность USAID запрещена в России в соответствии с нотой, которую направил МИД американской стороне, она может продолжаться и без физического присутствия в стране.
На вопрос, как USAID может проводить деньги в страну, ответила один из авторов концепции закона об "иностранных агентах", член Общественной палаты РФ Вероника Крашенинникова:
— Можно финансировать подобные проекты через третьи государства, например, через Украину и Балтийские страны. В этом случае офис USAID или какой-либо фонд на Украине получает средства, а в Россию эти деньги уже заходят как украинские. После этого можно выстраивать цепь посредников, чтобы скрыть истинный источник этих средств. Ещё один простой способ, который используется в особых случаях, — это ввоз наличных средств, которые используются потом в политических целях.
Эксперт считает, что закрытие офиса само по себе создало барьер между Госдепом и USAID и российскими НКО, что сократило и бюджеты проектов — до 2012 года объём финансирования в России доходил до 100 миллионов долларов.
— Любая организация, получающая средства от USAID, обязана регистрироваться как иностранный агент, согласно закону об иностранных агентах. Этот закон разубедил большинство НКО от поиска зарубежных денег на политические проекты. Если люди категорически настаивают на этом, это стоит им репутационных потерь.
Политолог, профессор Высшей школы экономики Олег Матвейчев высказал альтернативную точку зрения, отметив, что на данный момент не хватает конкретных механизмов отслеживания денег, поступающих иностранным агентам, как, впрочем, и санкционных мер для тех, кто пользуется услугами американского агентства:
— Они проводят деньги через третьи лица, не пишут в отчётности, что связаны с американскими деньгами, занимаются всяким "мухлежом". В нашей стране есть множество бухгалтеров и юристов, позволяющих моментально обойти закон. Дело в том, что американцам важна не красивая отчётность, а чтобы работа делалась, поэтому они готовы скрывать какие-то вещи. А работа продолжает выполняться.