Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
16 апреля 2017, 13:40

Выбирайте школу не себе, а детям

Директор детского медиахолдинга "Академия радости" Марина Солотова — о том, что родители не должны настаивать на лучшей школе ради собственного престижа.

Фото: © EAST NEWS

Фото: © EAST NEWS

"Друзья. Мой друг был зверски избит в очереди на запись в школу. В первый класс. Сейчас так. Живая очередь по трое суток", — сообщила мне сегодня одна из социальных сетей. И показала фотографию на самом деле сильно избитого мужчины.

image

"Мой друг был зверски избит человеком, стоявшим в той очереди среди других родителей, которые хотят, чтобы их ребёнок вырос замечательным и добрым"

Фото: © facebook.com/Александр Фирстов

По всей стране началась запись первоклассников в школу на 2017–2018 учебный год. Естественно, что по трое суток родители будущих первоклашек стоят не в обычные школы по месту жительства (хотя и там всё сегодня непросто), а в школы "продвинутые": авторские, гимназии и лицеи, с углубленным изучением языков и так далее.

Естественно, что каждый из нас, родителей, мечтает о самом лучшем для своего ребёнка. Первыми в списке лучшего стоят, как правило, школы и кружки. Если музыкальная — то при консерватории. Если математическая — то со статусом "областная". И ничего, что несколько суток в очереди, а потом дважды в день по пробкам через полгорода и бесконечные поборы и взносы.

Зато есть повод гордо говорить: "Ваш где учится? А моя — в той самой!"

Ничего плохого в специальных школах нет. И условия, которые в этих школах предлагаются, оговариваются с самого начала, и родители на них соглашаются, не спросив детей — а им оно надо?

Фото: © РИА Новости/Владимир Песня

Фото: © РИА Новости/Владимир Песня


Я знаю школу, в которой все ученики обязаны учиться музыке. Нет, она не музыкальная. Просто так решили. Причём обучение в другой школе искусств не отменяет обязательных экзаменов по музыке здесь, в "продвинутой" общеобразовательной. И если ребёнок хочет, к примеру, рисовать или заниматься спортом, то только параллельно с музыкой. И с хореографией, потому что она тоже обязательна. И то, и другое, естественно, не бесплатно.

А кому не нравится — так никто не держит! Милости просим в другую параллель. И всё бы ничего, только в другой параллели ребёнок будет учиться во вторую смену. Потому что все классы "А" учатся в первую смену все 11 лет, а остальные — как получится.

А если выяснится, что играть на скрипке ему не нравится, например, в третьем классе? Вырывать ребёнка из привычного коллектива, от учителя? Причём к школе в этом смысле претензий нет никаких, хозяин — барин. Каждый зарабатывает, как может. А вот к родителям вопросы возникают. Потому что именно они, родители, должны учитывать и защищать интересы ребёнка.

Давать знания в рамках ФГОС все образовательные учреждения обязаны бесплатно. Поэтому все "продвинутые" школы зарабатывают на дополнительных занятиях, не зависимо от того, надо ли это ребёнку. "У нас лицей" — поэтому обязательны дополнительные занятия по математике и физике. "У нас гимназия" — поэтому три раза в неделю — на другой конец города на факультатив по обществознанию.

Что это даёт ребёнку кроме бешеной нагрузки? Никакая специальная школа не освобождает нас от репетиторов. Я сейчас о той России, которая за пределами Московской кольцевой — внутри, возможно, иначе. Больше того, чтобы держаться на плаву в таких школах, тоже зачастую нужны репетиторы!

Мои ученицы Даша и Настя ходили в один класс в языковой гимназии, в которой учатся дети многих местных руководителей и крупных предпринимателей. Насте всё даётся легко: и языки, и общение с мажорами. Она никак не реагирует на разговоры одноклассниц о поездках на шоппинг в Италию. А Даша — реагирует. И неважно почему. Даша училась на тройки и была объектом постоянных насмешек одноклассников, в среде которых бытовало мнение: троечник — значит, простите, лох. Два года подряд Даша оставалась на осень по половине предметов: от математики до французского языка. Несмотря на то, что постоянно занималась с репетиторами. Но Дашина мама категорически не хотела ничего менять, потому что "как я людям скажу". А потом всё-таки перевела дочь в школу, которая рядом с домом. Даша стала учиться без троек и очень быстро подружилась с одноклассниками.

Возможно, требования в школе ниже. А может быть, избавившись от этого клейма — "самая сильная школа в городе", — Даша просто вздохнула, наконец, полной грудью, и у неё появились дополнительные мотивы и ресурсы для того, чтобы учиться лучше.

Есть ещё одна сторона "исключительных" учебных заведений, о которой заговорили совсем недавно, в связи с историей в "Лиге школ", эта та самая "исключительность".

Это та самая "исключительность" — почти секта. Мы учимся здесь, поэтому мы — особенные, нам можно больше, чем остальным.

Вот про это никому знать не надо, потому что это наши тайные знания… И это опасно!

Марина Солотова.

Когда-то мне довелось работать в школе, которая находилась не в самом благополучном районе города. Ну, знаете, есть такие районы в каждом городе, про которые жители других районов говорят с испугом и не разрешают своим детям туда заходить, потому что там страшно. В нашей школе с численностью 800 учеников только у четырнадцати родители были с высшим образованием.

И воспоминания о том времени — самые тёплые в моей жизни. В классе, который я выпускала последним, было 20 учеников, 16 из которых поступили в вузы на бюджетные места. Сейчас тем ребятам за 30. Мы иногда встречаемся. И я очень радуюсь за них, потому что все они встали на ноги, обзавелись семьями, нарожали хороших детей. Я встречаю выпускников нашей школы среди городских руководителей, заведующих библиотеками, сотрудников аппарата областной думы, начальников подразделений таможни, лучших молодых предпринимателей города, врачей, учителей, журналистов. И я уверена, что статистика таких вот успешных, крепких выпускников у нас ничуть не хуже, чем в самой престижной школе города.

Каждый родитель хочет для своего ребёнка всего самого лучшего…

Представление о лучшем у каждого свои.

Лучшая школа — та, которая рядом с домом!

Потому что никакая самая расчудесная школа не гарантирует, что ребёнок не будет унижен, что его индивидуальные особенности будут учтены, что среди одноклассников не будет того самого Вовочки, что учёба станет чередой радостных открытий и откровений.

Я не претендую на истину. Я даже не исключаю, что мои дети, повзрослев, захотят учиться в какой-нибудь гимназии при университете. Ключевое слово — захотят. И сами выберут. Тогда я не буду возражать. Я просто призываю родителей, которые сутками стоят в очереди на запись в 1-й класс какой-нибудь "самой престижной" школы, хорошо подумать: какое отношение эти сутки и всё, что за ними последует, имеют к счастливому будущему ребёнка? Что лично он приобретёт в результате и чем это "что" принципиально отличается от того, что он может сполна получить в школе, которую видно из окна? Что мы удовлетворяем таким образом: интересы ребёнка или собственные амбиции?

…Интересно, папа, которого избили в очереди на запись в 1-й класс родители будущих одноклассников его сына, по-прежнему считает, что нашёл ребёнку лучшую школу? Дай бог ему здоровья и терпения!

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar